1.2 Составляющие процесса социализации
Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.
В целом процесс социализации человека условно можно представить как совокупность четырёх составляющих:
- стихийной социализации в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, обычно разнонаправленных, обстоятельств жизни;
- относительно направляемой социализации в процессе и результате влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий граждан;
- относительно социально контролируемой социализации в процессе планомерного создания обществом и государством условий для воспитания человека;
- более или менее сознательного самоизменения человека.
Стихийная социализация происходит на протяжении всей жизни человека в процессе его стихийного взаимодействия с обществом. Конкретный человек взаимодействует не с обществом в целом, а с различными его сегментами. В качестве таких сегментов могут выступать семья, родственники, соседское окружение, группы сверстников, профессиональные группы, объединения по интересам и политическим взглядам, группы временного пребывания пр.
В зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, места жительства и социокультурной принадлежности человека набор сегментов общества, с которыми он взаимодействует, существенно различается по количеству и специфическим особенностям.
Но в любом случае взаимодействие имеет неорганизованный, нередко спонтанный характер. Оно регулируется набором ценностей, норм, обычаев, нравов, неформальных санкций и т.п. средств.
Термином «относительно направляемая социализация» определяется деятельность государства, направленная на реализацию им своих функций, которая объективно оказывает или может оказывать влияние на жизненный путь граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социокультурным и иным слоям населения.
Относительно направляемая социализация происходит в рамках государства и в рамках составляющих его административных единиц - республик, краёв, областей, а также муниципальных. На каждом из трех уровней федеральном, региональном и муниципальном органы законодательной и исполнительной власти в рамках своей компетенции решают различного рода задачи, что так или иначе сказывается или может сказаться на социализации жителей страны, области, города.
Относительно социально контролируемая социализация - воспитание, которое можно определить как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей организаций и групп, в которых оно осуществляется. Воспитание человека осуществляется в процессе его взаимодействия в нескольких сегментах общества.
Во-первых, воспитание осуществляется в семье, т.е. имеет место семейное воспитание.
Во-вторых, воспитание осуществляется религиозными организациями, т. е. имеет место религиозное воспитание.
В-третьих, воспитание осуществляется государством и обществом в специально создаваемых для этого многочисленных организациях, в которых реализуется социальное воспитание.
В-четвертых, воспитание происходит в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных сообществах. В этом случае мы имеем дело с диссоциальным воспитанием.
В-пятых, существуют различные типы коррекционного воспитания.
Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определённом этапе развития каждого конкретного общества, когда оно приобретает такую степень сложности, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме.
В процессе социализации человек, так или иначе, самоизменяется.
Самоизменение - это процесс и результат более или менее осознанных, планомерных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным.
Усилия могут быть нацелены на изменение:
- своих внешности и физических качеств;
- личностных свойств;
- интеллектуальной, волевой, духовной, социальной;
- поведенческих сценариев;
- образа и/или стиля жизни;
- отношения к себе, отношения к миру.
Самоизменение может иметь характер самосовершенствования, развития, преобразования имеющихся задатков, черт, знаний и т.д., или формирования желаемых человеку свойств.
- 1.3 Содержание деятельности школьного социального педагога в социальной адаптации младших подростков
- Глава 2. Влияние адаптации на процесс социализации подростков.
- Глава 19 социальная адаптация детей и подростков с аутизмом. Проблемы и перспективы
- 5. Особенности личности подростков
- 5. Особенности личности подростков
- Социальная адаптация детей и подростков с аутизмом
- 2.4 Изучение гендерных особенностей социально–психологической адаптации подростков
- Раздел 5. Воспитание, обучение и социальная адаптация умственно отсталых детей и подростков.
- 1.3. Особенности девиантного поведения подростков.