logo
Особенности правовой и избирательной культуры студенческой молодежи Ульяновской области

1.2 Электоральное поведение: модели, концепции политического участия, электоральные и установки

При анализе проблем электорального поведения исследователи чаще всего исходят из концепции политического участия, которое понимается как «осознание человеком его гражданского долга, гражданской ответственности, социальной идентичности с официальной группой и права оказывать влияние на ход политических событий, поддержку тем или иным политическим силам и лидерам, используя имеющиеся в его распоряжении возможности и ресурсы». Политическая социология: Учебник для вузов Под ред. чл.-корр. РАН Ж.Т. Тощенко. // М. - 2007. - С. 292. Выделяют два вида политического участия:

а) конвенциональное (осуществляемое в рамках закона);

б) неконвенциональное (выходящее за рамки закона).

В качестве важнейшего вида конвенционального участия признаются электоральное поведение, которое согласно данной концепции является как раз той возможностью и ресурсом, с помощью которого человеку удается оказывать влияние на ход политических событий в государстве.

При изучении электорального поведения рассматривается также такое явление как электоральная установка, которая, в свою очередь, разделяется на общую и частную. Электоральная установка - это разновидность социальной установки, понимаемая как «готовность вести себя заданным образом в определенной социальной ситуации, в заданном общественном контексте». Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. - М. - 2005. - С. 39. Из чего можно сформулировать определение электоральной установки, как готовности избирателя принимать (не принимать) участие в выборах и голосовать за определенного кандидата.

Общая электоральная установка измеряется электоральной активностью, то есть долей населения, собирающегося принять (не принять) участие в голосовании. Частную электоральную установку можно определить, как готовность избирателей проголосовать «за» или «против» определенного кандидата (партию). В структуру частной электоральной установки входят: знания, оценки, чувства, убеждения избирателя, относящиеся к конкретному политическому лидеру (партии).

Под моделями электорального поведения понимают «совокупности параметров, в соответствии с которыми избиратели будут делиться на относительно однородные группы. При этом суть модели заключается в определении веса факторов, в разной степени влияющих на поведение избирателей определенной группы, а так же в механизмах принятия решения, отличающих одну группу избирателей от другой». Бианки В.А., Серавин А.И. Практика и психология регионального партстроительства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bianki.ru/book1/book03.html

Классификация моделей электорального поведения включает в себя:

* «активистскую» модель, согласно которой избиратели принимают участие в голосовании всех уровней и подразделяются на два типа: «последовательные активисты» (отличающиеся наличием интереса к предвыборной кампании и имеющие положительную оценку значимости результатов голосов) и «непоследовательные активисты» (отличаются тем, что не проявляют интереса к предвыборным кампаниям и не считают результаты голосования важным для себя);

* модель «колеблющихся предпочтений», согласно которой электорат в одних выборах принимает участие, а в других не принимает и характеризуется параметрами последовательности и непоследовательности, представленными в «активистской» модели;

* «абсентеистскую» модель, в которой избиратель не принимает участие в голосовании. Выделяются также «последовательные абсентеисты», характеризующиеся отсутствием интереса к предвыборной кампании и имеющие отрицательную оценку значимости результатов голосования; а также «непоследовательные абсентеисты», характеризующиеся наличием интереса к предвыборной кампании и имеющие положительную оценку важности результатов голосования для себя Веревкин, А.И. Электоральный процесс в современной России: неопределенность vs «управляемость» // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер.6, Философия, культурология, политология, право, международные отношения. - 2011.- №4. - с. 114.

Большинство политологов и специалистов по социальной психологии, анализируя электоральное поведение такой специфичной части населения как молодежь, выделяют его четыре типа:

* Традиционный тип (конформист). Мотивы политической активности: пример родителей, привычка, стремление быть «как все»;

* Протестный тип. Мотивы политической активности: недовольство сложившейся ситуацией, юношеский максимализм, стремление привлечь к себе внимание;

* Рациональный тип. Мотивы электоральной активности: желание изменить ситуацию к лучшему, осознание собственной ответственности за принятые решения;

* Апатичный («никакой») тип. Характеризуется «активной политической пассивностью», уверенностью в том, что всё равно ничего не получится. Кострова Е. Молодежное парламентское движение как одна из форм молодежного самоуправления // О выборах - 2008 - № 4. - С. 10.

К сожалению, последний тип вышеприведенной классификации продолжает лидировать в российской действительности. Политика для молодежи - не самая важная сфера деятельности. Ее больше интересует личная жизни и профессиональная самореализация. Причем, эта ситуация с электоральной пассивностью приняла «характер эпидемии, стала неуправляемой». Тепляшин И.В. Электорально-правовая активность молодежи и становление российской правовой государственности. // Материалы межрегиональной научно-практической конференции - Красноярск. 26-27 октября. 2007. - С. 46.