Благотворительная деятельность в современной России, как социальный феномен

курсовая работа

Введение

Актуальность.

История благотворительности в России становиться в последнее время объектом интенсивного изучения не только историками, но и социологами, психологами, юристами, а так же исследователями других гуманитарных наук. Причин такого изучения можно выделить несколько.

Во-первых, обострение многих социальных проблем в стране, в некоторых чертах сходных с ситуацией в начале ХХ века. Экономические реформы привели к резкому социальному расслоению, к росту числа людей проживающих за чертой бедности, появлению нищенства. Распад СССР и последующие конфликты на его окраинах породили потоки беженцев и мигрантов, увеличилось число осиротевших семей. Упадок системы детского досуга и отдыха, обострившиеся в результате проблемы наркомании и алкоголизма, вызвали увеличение числа беспризорных детей.

Во-вторых, сегодня вследствие системного кризиса в социальной практике происходят крупные нарушения социальных, экономических прав и свобод граждан, снижается уровень жизни, идет дискриминация по национальным, религиозным и другим признакам. Государственные структуры не в состоянии справиться с растущим потоком социальных проблем, вести эффективную социальную политику. В этой ситуации возникают самостоятельные негосударственные структуры, берущие на себя заботу нуждающихся людях. Процесс формирования в современной России новой системы помощи и защиты набирает силу. Следует отметить развитие не только государственных структур, но и частных благотворителей, а так же возрождение института церкви. В государстве насчитывается несколько тысяч различных объединений.

В-третьих, опыт организации взаимодействия государственных, общественных и частных форм поддержки нуждающихся в разные периоды истории России может быть полезен при подготовке новых работников в социальной сфере.

В связи с этим актуально научное познание и теоретическое осмысление богатого опыта общественного призрения и благотворительности, деятельности отечественных предпринимателей, традиционных норм поведения, мышления, «ценностных» ориентации и представлений, которые вырабатывались нацией веками.

Нельзя оставить без внимания то, что поиск новой стратегии развития общества стоит перед проблемой адаптации и совместимости традиционных ценностей российского менталитета и этики новых рыночных отношений. Споры о новом особенном пути развития России заставляют изучать ее прошлое, в нем находить ответы на современные вопросы, технологии работы с нуждающимися с учетом российской ментальности. Историческое осмысление социальной работы до настоящего времени не получает своего должного отражения. Авторы многих исследований в этой области ограничиваются, определенными временными рамками, конкретным направлением (например, исследование, посвященное благотворительной деятельности династии Романовых) Матвеева Н.А. благотворительность семьи Романовых - М., изд-во МГОУ, 2004г., 81 стр., формам благотворительности (например, церковно-монастырское призрение), или исследованиями в конкретных регионах страны, Благотворительность: история и возрождение: материалы НПК - Пермь. что не позволяет комплексно видеть процесс ее развития. В наши дни актуальным является изучение процесса становления государственной системы общественного призрения, исторического опыта решения социальных проблем властными структурами, а так же изучение современных форм благотворительной деятельности.

Развитие благотворительной деятельности и современные ее аспекты, как любая другая социальная проблема не могла остаться без внимания теоретиков - исследователей различных гуманитарных дисциплин.

Степень разработанности проблемы

Несмотря на специфичность темы, в ходе работы над курсовым проектом нами были обнаружены в научной литературе различные статьи и работы, посвященные, проблеме благотворительности. Следует отметить противоположность взглядов ученых и исследователей на проблему благотворительности.

С религиозной позиции рассматривали благотворительность такие авторы как М. Ван-Путерей, А. Забелин В. Ключевский, И. Петропавловский.

С атеистических позиций с резкой критикой благотворительной деятельности выступали К.Маркс, Ф. Энгельс, П.Лафарг, они считали, что смена экономического строя приведет к тому, что нищих не будет вообще и, следовательно, благотворительная деятельность станет ненужной.

Ряд крупных работ Е. Максимов, П. Лыкошин, посвящены истории развития благотворительности с древнейших времен и до второй половины XIX века и служат основой для многих современников.

После октябрьской революции благотворительность не рассматривалась в трудах ученых и историков, и только в 90-е годах XX столетия стали предприниматься попытки восстановить историю дореволюционной социальной политики. Этим занимались такие ученые как П.И. Нещеретний, Л.А. Темникова, М.М. Сухоруков, М.В. Фирсов.

В настоящий момент существует ряд эмпирических исследований, проводимых с целью изучения отношения населения к благотворительности. В одном из таких исследований, проводимого целым коллективом авторов - И.Баранова, О. Здравомыслова, Н. Кигай и др. «Отношение населения к благотворительности» И.Баранова, О. Здравомыслова, Н. Кигай и др. «Отношение населения к благотворительности в России». - М., 2001. - 48 стр. представлена полная статистика по крупнейшим городам России, а так же результаты социологического опроса Россиян на тему первоочередности оказания помощи нуждающимся.

В своей работе мы используем книги, в основном, рассматривающие историю благотворительности в России Фирсов М.В. в «Антологии социальной работы» Фирсов М.В. Антология социальной работы. - М., «СВАРОГЪ - НВФ СПТ», 1994 г. В 5Т. Т.1 - 298С. в одном из томов целиком посвященном истории социальной работы в России, рассматривает не только частную благотворительность, но и благотворительность отдельных организаций. Темникова Л.А. так же в своей книге «Благотворительность в контексте духовного развития общества» Темникова Л.А. Благотворительность в контексте духовного развития общества. Калуга, КГПУ - 1996г. - 94с. анализирует историю и теорию благотворительности. Так же историей благотворительности, с различных ее аспектов занимались такие авторы как Матвеева Н.А «Благотворительность семьи Романовых» Матвеева Н.А. благотворительность семьи Романовых - М., изд-во МГОУ, 2004г., 81 стр.; Бобровиков В.Г. в своей работе «Благотворительность и призрение в России» Бобровников В.Г. Благотворительность и призрение в России. Волгоград, Волг ГТУ - 2000г., 208С. анализирует исторические аспекты благотворительности, в частности благотворительность частных лиц.

Интересен так же ряд изданий, посвященных истории благотворительности в отдельных регионах: Сборник статей Социальная работа в России: прошлое и настоящее. Сборник научных статей и материалов. Ставрополь, Ставрополь сервис-школа, 1998г., - 342С., посвященный благотворительной деятельности различных учреждений, и частных лиц (купцов и виноделов) до 1917 года на Северном Кавказе, представляет интерес не только для социальной работы, но и политологии, так как Северный Кавказ один из проблематичных регионов нашей страны. Подобные исследовательские работы проводились в различных городах России (Перми, Владивостоке).

Имеется так же ряд работ, посвященных правовым методологическим основам благотворительной деятельности Благотворительность в современной России: законодательство, методология, практика. Псков - изд-во АНО «Центр соц. проектирования - Вознаграждение», 2003г., - 256С, что на наш взгляд не менее важно при изучении современного состояния благотворительной деятельности в нашей стране.

В последние годы возрастает интерес к работе различных зарубежных и отечественных фондов и доноров в России, данной тематике посвящена работа Бахмина В.И. «О фондах России» Бахмин В.И. О фондах в России. - М: Логос, 2004. -160С., в которой он так же приводит правовые аспекты работы фондов и доноров.

Следует отметить, что благотворительность в литературе рассматривается не только как исторический, культурный, социальный феномен, но и как экономический, сборник научных статей Благотворительность в России как социальный институт: история, становление, развитие. СПб: «Лики России», 2003г., - 635С., посвященный данной теме, подробно описывает деятельность благотворителей с экономической позиции.

Особый интерес на наш взгляд представляет собой работа Ярской В.Н. «Благотворительность и милосердие» Ярская В.Н. Благотворительность и милосердие.- С. «Поволж. Фил. Рос. Учеб. центра», 1997 г. - 224с. посвященная истории развития благотворительной деятельности в мировом масштабе, в которой так же имеются отдельные сведения и о России. Власов П.В. в своем труде «Благотворительность и милосердие в России» Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. - М: «ЦентрПолиграф», 2001г. - 443 уделяет большое внимание оценке благотворительной деятельности в тот или иной период, основываясь на исторических фактах, что так же ценно для нашего проекта.

Из проделанного анализа литературы можно сделать вывод, о том что, несмотря на то, что проблема благотворительности в литературе представлена в различных аспектах (историческом, экономическом, политическом, религиозном, социологическом, культурном), на наш взгляд сложилась проблема недостаточной изученности благотворительной деятельности на современном этапе.

Согласно поставленной проблеме объектом исследования является: История благотворительной деятельности в России, предметом исследования является: благотворительность частных лиц и общественных организаций в современной России.

Цель исследования: Проанализировать благотворительную деятельность в современной России.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятийные аспекты благотворительной деятельности.

2. Изучить генезис благотворительной деятельности с древнейших времен до 90-х годов XX века.

3. Изучить современное состояние благотворительности в России

4. Рассмотреть нормативно правовое обеспечение благотворительности на современном этапе

5. Проанализировать возможные перспективы развития благотворительности в будущем.

Делись добром ;)