2.1 Организация социальной работы с инвалидами на муниципальном уровне
Социальная работа с инвалидами на муниципальном уровне города Горно-Алтайска регламентируется Положением о Государственном учреждении Республики Алтай «Комплексный центр социального обслуживания населения» № 146 принятым 26 августа 2004 года. Согласно Положению учреждение создается в целях оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, социально-психологического статуса, оно обслуживает семьи (отдельных граждан), несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, граждан пожилого возраста и инвалидов. Учредителем центра является Министерство труда и социального развития Республики Алтай. В своей деятельности Учреждение руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Алтай, федеральными и республиканскими законами, нормативно - правовыми актами Российской Федерации и Республики Алтай, а так же Трудовым кодексом российской Федерации.
ГУ РА «КЦСОН» размещается в двух зданиях: в городе Горно-Алтайске по проспекту Коммунистическому д. 89 и в селе Майма по улице Трудовой д.57. Здания обеспечиваются коммунально-бытовыми услугами всех видов: отоплением, водопроводом, канализацией, электричеством, средствами связи и соответствует санитарно-гигиеническими нормам и требованиям пожарной безопасности.
ГУ РА «КЦСОН» предоставляет следующие услуги:
а) социально-бытовые услуги, направленные на обеспечение благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности клиентов:
- организация приема и размещения клиентов;
- обеспечение клиентов жилой площадью (жилыми помещениями) для оказания реабилитационных мероприятий, культурно-бытового обслуживания отвечающей государственным санитарно - эпидемическим правилам и нормативам, требованиям пожарное безопасности и профилактики травматизма;
- предоставление клиентам в пользование необходимой мебели, постельных и других принадлежностей в соответствии с установленными нормами;
- предоставление клиентам возможности для соблюдения норм личной гигиены, включая пользование душем;
- уборка жилых помещений и территории, на которой расположено учреждение, оказывающее реабилитационные услуги;
- обеспечение стирки, необходимой санитарной обработки постельного белья, своевременной его замены;
- предоставление транспорта при необходимости перевоза клиентов в учреждения для лечения, участия в культурных мероприятиях.
б) социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан, формирование навыков здорового образа жизни у клиентов, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований:
- санитарно-просветительская работа с клиентами;
- оказание или содействие в оказании клиентам медицинской помощи, в том числе доставка и сопровождение клиентов в случае необходимости в стационарное медицинское учреждение;
- наблюдение за состоянием здоровья клиентов;
- содействие в проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
- организация квалифицированного медицинского консультирования, в том числе проведение консультаций и бесед по вопросам здорового образа жизни;
- формирование и организация работы «группы здоровья» по медицинским и возрастным особенностям;
- проведение лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- индивидуальная работа с клиентами, направленная на предупреждение вредных привычек и избавление от них (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания)
- подготовка клиентов к ответственному родительству;
- обучение основам планирования семьи, профилактики венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции и СПИДа;
- проведение мероприятий по профилактике травматизма.
в) социально - психологические услуги, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе):
- проведение воспитательно-профилактической работы с клиентами в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье, в том числе проведение индивидуальной воспитательно-профилактической работы;
- психологическая коррекция поведения клиентов для преодоления или ослабления возникающих нарушения в их общении с окружающими;
- психологические тренинги, направленные на снятие у клиентов последствий нервно-психической напряженности, выработку умений и навыков социальной адаптации к создавшимся условиям проживания;
- психологическое консультирование клиентов, проведение групповых занятий по налаживанию и поддержанию межличностных взаимоотношений в коллективе;
- оказание психологической помощи клиентам в целях улучшения их психологического самочувствия, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов.
г) социально-педагогические услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов, формирование у них позитивных интересов, организацию их культурно - досуговой и спортивной деятельности;
- организация обществ и клубов по интересам, творческих объединений для формирования и развития интересов клиентов;
- анимационные услуги ( экскурсии, посещение музеев, выставок, праздники, юбилеи, другие культурные мероприятия), в том числе проведение викторин, конкурсов, выставок художественного творчества;
- организация экологической работы;
- содействие родителям в адаптации детей к сложившейся ситуации, их социально-педагогической реабилитации, преодоление педагогической запущенности;
- организация работы по патриотическому, нравственному и эстетическому воспитанию клиентов, их интеллектуальному развитию и развитию их творческих способностей.
д) информационные услуги, направленные на представление своевременной и достоверной информации о различных сторонах жизнедеятельности учреждения: о наименовании учреждения, его местонахождении, категориях обслуживаемых лиц, перечне основных социальных услуг, характеристике услуг, порядке и условиях их предоставления.
е) социально-правовые услуги, направленные на оказание клиентам юридической помощи, защиту их законных прав и интересов:
- оказание юридической помощи в получении денежной компенсации в случае ущерба, причиненного клиенту учреждением, оказывающим социальные услуги, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- консультирование по социально-правовым вопросам;
защита прав и законных интересов клиентов в период оказания им социальных услуг;
- социально-правовой патронаж семей.
ж) социально-экономические услуги направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня:
- консультирование по вопросам мер социальной поддержки, по вопросам трудоустройства, выбора профессии;
- помощь в подготовке и оформлении документов;
- содействие в оказании материальной помощи;
предоставление путевок в санаторно-курортные учреждения;
социальный патронаж;
- привлечение средств, для оказания помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Данное учреждение осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, органами социальной защиты населения, учреждениями социального обслуживания, общественными организациями, органами исполнительной власти республики, центрами занятости населения, Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами массовой информации. Сотрудники центра несут ответственность за выполнение возложенных на них задач в соответствии с законодательствами российской Федерации и Республики Алтай.
Основными задачами Центра являются:
- Методическое обеспечение социального обслуживания населения;
- Организация повышения квалификации социальных работников республиканских и муниципальных учреждений;
- Выявление и дифференцированный учет граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальном обслуживании, определение необходимых им форм помощи и периодичности ее оказания;
- Разработка и внедрение новых технологий, форм и методов социального обслуживания с учетом нуждаемости населения в социальной поддержке и местных социально-экономических условий;
- Мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия граждан на территории обслуживания;
- Оказание гражданам социально - бытовых, социально-педагогических, социально-правовых, социально-психологических, социально-медицинских, консультативных и иных услуг, направленных на содействие улучшения их социального, материального положения и социально-психологического статуса при условии соблюдения принципов адресности и преемственности помощи;
- Привлечение государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, миграционной службы, службы занятости и так далее), а так же общественных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов оказания социальной поддержки населению и координации их деятельности в этом направлении;
- Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Учреждение осуществляет свою деятельность на принципах:
- адресности;
- доступности;
- добровольности;
- гуманности;
- приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- конфиденциальности;
- профилактической направленности.[15, с. 150]
В структуру учреждения входят следующие подразделения:
- отделение помощи семьи и детям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Оказание семьям (отдельным гражданам), детям помощи в реализации законных прав и интересов, в улучшении их материального и социального положения, а так же психологического статуса.
б) отделение по работе с гражданами пожилого возраста и инвалидами: (Дом ветеранов). Оно предназначено для социальной реабилитации путем оказания консультативной помощи, предоставления социально-бытовых услуг. Возможность пользования социальным такси, социальной парикмахерской. Организации досуга различных клубов по интересам, содействие в получении мер социальной поддержки, оказания психологической поддержки.
в) организационно - методическое отделение предназначено для методического обеспечения социального обслуживания населения, организации повышения квалификации социальных работников республиканских и муниципальных учреждений, разработка, отработка и внедрение новых технологий, форм и методов социального обслуживания с учетом нуждаемости населения, мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально - экономического благополучия граждан в республике.
г) социально-реабилитационное отделение для инвалидов и ветеранов боевых действий оказывает комплексную социальную реабилитацию инвалидам, ветеранам боевых действий и членам их семей, гражданам пожилого возраста. Социальная реабилитация проводится на основании индивидуальных программ реабилитации и индивидуальной карты реабилитации, предоставляются социально-медицинские услуги в соответствии с лицензией, организуются культурно - досуговые мероприятия, психологическая помощь. [15, с. 152]
Таким образом, Государственное Учреждение Республики Алтай «Комплексный центр социального обслуживания населения» был создан в соответствии с постановлением Республики Алтай № 146 от 26 августа 2004 года. Центр оказывает помощь семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, социально-психологического статуса, оно обслуживает семьи (отдельных граждан), несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, граждан пожилого возраста и инвалидов. ГУ РА «КЦСОН» предоставляет социально - бытовые, социально - медицинские, социально - психологические, социально - педагогические, социально - правовые и социально-экономические услуги. В структуру учреждения входят отделение помощи семьи и детям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отделение по работе с гражданами пожилого возраста и инвалидами, организационно - методическое отделение и социально - реабилитационное отделение для инвалидов и ветеранов боевых действий.