logo
Благотворительные организации в системе органов социальной защиты

Введение

История нашего Отечества богата опытом становления и развития всех форм общественного призрения. Возникновение организованной благотворительности в Европе (в том числе на Руси) принято связывать с деятельностью монастырей. После крещения Руси князь Владимир уже в 996 году сделал опеку и призрение бедноты официальной обязанностью духовенства. Именно для финансирования монастырей, церквей и больниц была введена церковная десятина, поэтому церкви и монастыри оставались организациями, оказывавшими помощь «сирым и убогим» на протяжении веков. Похожая ситуация сложилась и в европейских странах: к середине XVI века в Англии насчитывалось порядка 800 богаделен и больниц, но после роспуска монастырей от этого числа уцелели лишь немногие, которым предстояло стать светскими организациями.

Благотворительность как социокультурное явление существует на всех этапах развития общества и реализуется через формы, адекватные своей эпохе (например, религиозные формы - XII век, государственные - XYIII век, частные - XIX век). В современном постсоветском обществе также прослеживаются тенденции возрождения дореволюционных традиций, интереса к историческому наследию.

С конца XVIII века благотворительность в России патронировалась членами императорской фамилии. По инициативе Екатерины II был образован Институт благородных девиц (Смольный институт) в Петербурге. На средства императрицы Марии Федоровны, которая возглавляла благотворительное ведомство в России, в Петербурге была создана и до сих пор существует Мариинская больница. В 1990е годы ХХ века в России появляются фонды и организации, патронируемые официальными лицами страны и членами их семей. Например, в 1995 году в Петербурге женой бывшего мэра города был организован Мариинский фонд.

Еще одним примером аристократической благотворительности является деятельность урожденной немецкой принцессы Елизаветы Федоровны. После гибели мужа от бомбы террориста в 1905 году, Великая княгиня Елизавета Федоровна продала все свое имущество и направила полученные средства на создание в Москве ряда приютов и госпиталей. Изучив работу западных религиозных обществ, она решила создать собственное общество, направленное исключительно на помощь больным и бедным. Марфо-Мариинская обитель просуществовала до 1918 года, в нем состояло 70 сестер. Сестры милосердия отбирались по конкурсу из большого числа заявок после специальной аттестации, что свидетельствовало о большой популярности такой модели женского благочестия, не требовавшего отказа от светской жизни.

Светская благотворительность оформляется как особый вид деятельности в среде ссыльных декабристов в Сибири. Декабристки, уехавшие с ссылку вслед за мужьями, учили грамоте местных крестьян, ухаживали за больными, помогали врачам в больницах. Жены декабристов имели огромный моральный авторитет в образованных слоях российского общества, их опыт получил большой резонанс и оказал большое влияние, в том числе, и на последующие поколения.

Благотворительность на государственном уровне начинает развиваться в России лишь в конце Средних веков. Первые законы о социальной помощи и первые казённые богадельни возникли при Иване Грозном, а при Алексее Михайловиче были созданы приказы по призрению бедных. Позже люди и организации, выделяющие материальные средства на помощь страждущим, стали называться благотворителями, попечителями, а их деятельность--благотворительной. Массовым добровольческим движением явилось движение сестёр милосердия на фронтах, имеющее на сегодняшний день более чем столетнюю историю. Первыми в мире волон-терами, которые добровольно и организованно отправились на фронт для оказания помощи раненым воинам во время Крымской войны 1853-1856 гг., были сестры милосердия московской Никольской обители. Движение стало основой для появления международной организации «Красный Крест».