logo
Понятие массовой культуры

3. Влияние массовой культуры на сознание людей

Когда мы заходим в музыкальный магазин, мы видим огромное разнообразие жанров. Если же рассматривать кино, то здесь разнообразие жанров будет еще более широким. Есть кино для традиционных семей, есть кино для любителей острых ощущений. Есть так называемое элитарное кино, для любителей пофилософствовать и поразмышлять. Каждый год выпускается несметное количество фильмов. У потребителя, большую часть не смотревших эти фильмы, остается впечатление, что все они одинаковы.

Большинство фильмов - это не наполненные смыслом картины, которые забываются на следующий день после просмотра.

Включив телевизор, современный человек обнаруживает около сотни каналов, которые также имеют различную направленность. Есть каналы развлекательные, есть детской тематики, есть криминальные, есть познавательные и пр. Естественно, что у потребителя есть выбор программ. Но на каждой программе он увидит только стандартные новости.

Чтобы потребитель запомнил продукт массовой культуры, нужно, чтобы он был ярким, вызывал эмоции. Поэтому освещаются часто события, которые ничего не имеют общего с обыденной жизнью. Это убийства, скандалы, катастрофы и пр. Даже шоу построены на таком же принципе - главное, чтобы было эмоционально. Не важно, что показывают - убийство или скандал. Правда или нет это. Главное, чтобы запоминалось.

Качество продукта в массовой культуре уходит на второстепенный план. Ценность имеет результат воздействия на потребителя.

Созданием массовой культуры занимаются исполнители, которые отвечают на запросы заказчиков.

Кстати, идея массовой культуры - придумать себе мечту и верить в нее, заменять реальность мечтой и жить в ней.

Потребитель верит тому, что происходит на экране. Если фильм рассказывает историю, искажая ее, потребитель верит фильму. Супермены меняют мир - и массовая культура взращивает сознание человека, который сможет в одиночку изменить этот мир.

В результате развития массовой культуры каждая национальная культура перестает быть специфичной. Поскольку массовая культура шаблонна и не пропускает специфичность.

Телевидение имеет огромное воздействие на сознание людей. Многие руководитель телевизионных каналов понимают это, и в погоне за рейтингами пускают в эфир передачи, которые основаны на низкие вибрации, инстинкты народа. Если, тем более, семья целый день смотрит телевизор в выходной день, к концу дня все члены семьи раздражительны. Телевидение построено таким образом, что уже с утра человек, включивший телевизор, начинает видеть количество совершенных краж и преступлений за ночь, он слышит про коррупцию. Естественно, сознание человека настраивается на раздражительность. Возрастает и насилие в обществе. Люди, каждый смотрящие новости, становятся равнодушными, жестокими, резкими.

Также пример распространения массовой культуры - это реклама. Она не несет уже в себе информацию о качестве продукта. Это прибыльный проект. Он вмешивается в нашу жизнь и контролирует ее. То, что говорится в рекламе, призывает изменить себя, создать себя именно как потребителя. Растет общество потребителей. Особенно это касается детей, которые наиболее восприимчивы к рекламе. Малышей привлекает яркая картинка и веселый сюжет. А ведь не всех детей можно оградить от телевизора.

Потребительскую культуру у детей также создают и мультфильмы. Например, идея о дяде Скрудже и его племянниках - яркий пример прибыльности и обогащения как самоцели жизни. Но, к сожалению, как показывает практика, дети-потребители во взрослой жизни становятся одинокими и депрессивными.

Также, следует отметить, что реклама может усилить социальное расслоение, ведь не у всех родителей есть возможность покупать своим детям новомодные игрушки и технику.

Становясь потребителями, дети со временем обнаруживают у себя тревогу, раздражительность. У них теряется чувство уверенности, формируется отчужденность и враждебность по отношению к своим родителям.