logo
Практическая социальная работа с бездомными в условиях центра адаптации на примере Владимирского центра социальной адаптации

1.2 Социально-экономическое и правовое положение бездомных в России

Оценка социально-экономического положения бездомных проводилась путем его сравнения с положениями Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах.

В Российской Федерации отсутствуют условия для реализации бездомными права на труд, в том числе права на участие в государственной службе. Бездомные не могут официально (легально) трудоустроиться. Это обусловлено тем, что в перечне документов, которые в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ необходимы для трудоустройства, указаны документы, которые не могут быть получены бездомными. Например, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, которое оформляется территориальным органом Пенсионного фонда по предъявлении документа, подтверждающего факт регистрации по месту жительства на территории, обслуживаемой соответствующим органом. Военнообязанные бездомные граждане не могут предъявить необходимый в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ документ о воинском учете, так как воинский учет осуществляется военными комиссариатами только по месту жительства.

Не имея возможности легально трудиться, бездомные вынуждены работать без официального оформления трудовых отношений, то есть нелегально. Вынужденная нелегальность труда бездомных создает почву для их эксплуатации со стороны работодателей. Бездомные вынуждены соглашаться на оплату, которая ниже оплаты аналогичного труда «оседлых» (то есть имеющих регистрацию по месту жительства или по месту пребывания) граждан. Довольно широко распространен труд бездомных за еду и возможность неофициального проживания в принадлежащих работодателю помещениях. Налицо нарушение подпункта «i» пункта «а» ст. 7 Пакта. Отсутствие официальных, надлежащим образом оформленных трудовых договоров позволяет работодателям не выполнять договоренностей об оплате, в том числе недоплачивать или даже полностью не выплачивать бездомным вознаграждение за выполненную работу. В большинстве случаев неофициальный заработок не обеспечивает удовлетворительного существования работающим бездомным, а при наличии у них семей - их семьям. Налицо нарушение подпункта «ii» пункта «а» ст. 7 Пакта.

Положение бездомных в Российской Федерации не соответствует правилам части III Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), Правительство, Президент России, власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления своими действиями и решениями фактически исключили бездомных из легальных социально- экономических процессов и программ, призванных обеспечивать нормальное существование населения, реализацию экономических, социальных и культурных прав людей. В том числе, лишает бездомных возможности за счет собственного легального труда обеспечивать себя. Вышеизложенное в полной мере относится также к постоянно проживающим на территории Российской Федерации лицам без гражданства, а также лицам, которые в силу различных причин не могут подтвердить свою принадлежность к гражданству России.

Законодатель поставил возможность реализации гражданами Российской Федерации их права выбирать в прямую зависимость даже не от места их фактического проживания на территории избирательного округа, а от наличия у них прав на недвижимое имущество (жилое помещение), находящегося на соответствующей территории, - от их имущественного положения. То есть ввел своего рода имущественный ценз. Аналогичные барьеры перед бездомными выдвигают и законодатели субъектов Российской Федерации.

Таким образом, граждане, не обладающие правами на жилые помещения, в одних случаях фактически исключены из числа обладателей активного избирательного права, а в других - существенно ограничены в возможности его реализации.

Несовершенство избирательного законодательства в комплексе с несовершенством законодательства, регламентирующего вопросы регистрации по месту жительства и по месту пребывания, при нежелании чиновников следуя духу и букве Конституции РФ напрямую применять ее нормы, приводит к существенной политической дискриминации бездомных. Это противоречит не только Конституции РФ, но и международным договорам России. В частности ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 1 Протокола № 12 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Бездомные в России подвергаются жесточайшей правовой дискриминации. Российский законодатель страдает своеобразной «слепотой» и при разработке норм, предусматривающих механизмы реализации прав и свобод человека и гражданина, «не видит» бездомных и, соответственно, не предусматривает таких механизмов реализации прав и свобод, которые с учетом специфики бездомного существования обеспечивали бы бездомным равные с прочими гражданами возможности. Но как только встает вопрос о преследовании (уголовном, административном), наш законодатель не просто обнаруживает бездомных наравне с прочими, но и всячески выделяет их, забывая при этом общепризнанные правовые принципы. Платонова Н.М. Социальная работа с бездомными: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н.М. Платонова. ? М.: Академия, 2011. ? С.9.

бездомный социальный патронаж