1. Основные социальные группы современного российского общества
Современное состояние мелкого и среднего предпринимательства в России свидетельствует о завершении первой стадии его становления и переходе во вторую стадию. В ходе первой стадии решались две задачи:
Отработка законодательной базы и методов административного регулирования предпринимательской деятельности;
Привыкание россиян к новым условиям существования (изменение отношения к бизнесу, переоценка некоторых нравственных ценностей и т.д.).
В ходе второй стадии предпринимательство при благоприятных обстоятельствах должно стать распространенным явлением.
Развитие частного предпринимательства в России связано со специфическими проблемами: обеспечением внешних условий (законодательная база, административная поддержка, финансовое обеспечение и др.) и субъективным фактором внутренней подготовленности россиян к такого рода деятельности (наличие воли, энергии, самостоятельного мышления, ответственности и др.), а также с устойчивым критическим или пессимистическим отношением гуманитарной элиты практически к любым социально-экономическим явлениям, что создает не самую благоприятную общественную атмосферу для каких-либо положительных сдвигов.
О том, что предпринимательство сегодня переходит в новую стадию своего развития, красноречиво говорят цифры. По данным исследования, доля предпринимателей в составе населения, (исключая крупный капитал), равна 2,7%. Число тех, кто хотел бы уже сейчас начать свое дело, составляет 36,6%. Сопоставление этих двух цифр свидетельствует о позитивном сдвиге в сознании россиян, которое выражается и в изменении отношения к предпринимателям, и в изменении отношения к богатству, и в изменении отношения к человеческим качествам. Однако в первую очередь необходимо выделить главный результат первой стадии: люди стали выходить из анемического состояния, вызванного резким переходом к рыночной экономике. Период безвольной апатии закончился. Желание попробовать себя в предпринимательстве с полным правом можно считать формой социализации - возвращением в активную общественно-экономическую жизнь значительной части российского общества.
В этом смысле ситуацию с предпринимательством в сегодняшней России можно оценивать с двух точек зрения: как обстоит дело сейчас, и что можно ожидать завтра. Эмоциональная настроенность оценок и аналитических выводов также разделится в зависимости от выбранной точки. В первом случае выводы будут неутешительными: российское предпринимательство находится в зачаточной стадии и, с учетом нынешних обстоятельств, перспективы на будущее должны описываться в сдержанно-критических тонах. Во втором случае, придется учесть, что российское предпринимательство только-только вышло из колыбели, что его нынешнее состояние ни о чем не говорит, что скрытые резервы предпринимательства мало изучены, и что с учетом прогрессирующей динамики любого роста (и соответствующей государственной политики) мы вправе ожидать в ближайшее десятилетие предпринимательской революции.
Потенциальные предприниматели приблизительно равномерно распределены по территории Российской Федерации. Так, общее число желающих начать свое дело на селе составляет 49,5%, в мегаполисах - 38,8%.
Потенциальные предприниматели не считают отсутствие высшего образования препятствием для организации своего дела. Более того, предпринимательство становится альтернативной социальной лестницей, открывающей многообещающие перспективы тем, кому в прежнее время социальный рост был заказан.
Наибольший интерес к предпринимательской деятельности обнаруживает молодежь.
Кроме образовательного уровня, который не играет большой роли при принятии решения организовать свое дело, весьма показателен в этом же смысле и характер труда респондентов, выразивших желание открыть свое дело. Для наглядности распределение ответов представлено в таблице 1.
Таблица 1
"Хотели бы Вы иметь собственный бизнес?" (%)
Желание иметь собственный бизнес |
|||
Да, хотел бы (оптимисты) |
Скорее хотел бы (сдержанные оптимисты) |
||
Руководитель, топ-менеджер высшего звена управления |
0,9 |
0,6 |
|
Руководитель, менеджер среднего звена управления |
3,2 |
3,9 |
|
Руководитель, менеджер низшего звена управления (первичных коллективов) |
2,5 |
3,5 |
|
Работник интеллектуального труда высшей квалификации |
2 |
2 |
|
Квалифицированный работник интеллектуального труда |
11,4 |
14,1 |
|
Работник интеллектуального труда малоквалифицированный |
4,8 |
4,6 |
|
Работник высококвалифицированного физического и умственного труда |
7,5 |
9,3 |
|
Работник квалифицированного преимущественно физического труда |
18,1 |
22 |
|
Работник неквалифицированного физического труда |
10.3 |
9,7 |
|
Высококвалифицированный работник сельского труда |
14 |
7,6 |
|
Квалифицированный работник сельского труда |
8.6 |
6,4 |
|
Неквалифицированный работник сельского труда |
12,2 |
8,8 |
|
Затрудняюсь ответить |
4 |
7,6 |
|
Всего респондентов |
4542 |
3718 |
В таблице мы видим три группы, где процент желающих начать свое дело наиболее высок. Это работники квалифицированного, преимущественно физического труда (соотв., 22% и 18%), квалифицированные работники интеллектуального труда (соотв., 14% и 11%) и высококвалифицированные работники сельского труда (соотв., 14% и 8%). Совершенно очевидно, что в пределах выделенной группы формируется новое отношение к жизни (о формировании нового "слоя" говорить пока рано).
Таким образом, исходя из данных исследования, следует, что социальной базой современного российского предпринимательства служат "средний" и "ниже среднего" слои общества. Потенциальные предприниматели - это обычные по всем показателям люди, выделяющиеся из массы лишь большей энергичностью и волей. Эпоха предпринимателей - авантюристов, сорвавших куш на заре экономических преобразований в атмосфере законодательной неразберихи закончилась. "Средний класс", традиционно считающийся социальной основой предпринимательства, в России не является доминирующим (по разным оценкам до 25%) и по многим своим чертам (характер и уровень потребления, образовательный и профессиональный статус членов) еще только формируется. Принадлежность к "среднему" социальному слою, по оценкам самих респондентов, получает другой смысл. Социально-профессиональный портрет среднестатистического потенциального предпринимателя говорит о подлинно массовом интересе к предпринимательству в современной России.
- 2. Предпринимательство как явление и как процесс. Функции предпринимательства.
- 1.1.2.Предпринимательство как явление и как процесс
- 1.1.2. Предпринимательство как явление и как процесс
- 4. Предпринимательство как социальное явление.
- 2. Предпринимательство как явление и процесс. Функции предпринимательства
- 3. Предпринимательство как явление и как процесс.
- 1.1.5. Предпринимательство как явление и как процесс
- 2.3. Предпринимательство как явление и как процесс