logo
Предпринимательство как социальное явление

1. Основные социальные группы современного российского общества

Современное состояние мелкого и среднего предпринимательства в России свидетельствует о завершении первой стадии его становления и переходе во вторую стадию. В ходе первой стадии решались две задачи:

Отработка законодательной базы и методов административного регулирования предпринимательской деятельности;

Привыкание россиян к новым условиям существования (изменение отношения к бизнесу, переоценка некоторых нравственных ценностей и т.д.).

В ходе второй стадии предпринимательство при благоприятных обстоятельствах должно стать распространенным явлением.

Развитие частного предпринимательства в России связано со специфическими проблемами: обеспечением внешних условий (законодательная база, административная поддержка, финансовое обеспечение и др.) и субъективным фактором внутренней подготовленности россиян к такого рода деятельности (наличие воли, энергии, самостоятельного мышления, ответственности и др.), а также с устойчивым критическим или пессимистическим отношением гуманитарной элиты практически к любым социально-экономическим явлениям, что создает не самую благоприятную общественную атмосферу для каких-либо положительных сдвигов.

О том, что предпринимательство сегодня переходит в новую стадию своего развития, красноречиво говорят цифры. По данным исследования, доля предпринимателей в составе населения, (исключая крупный капитал), равна 2,7%. Число тех, кто хотел бы уже сейчас начать свое дело, составляет 36,6%. Сопоставление этих двух цифр свидетельствует о позитивном сдвиге в сознании россиян, которое выражается и в изменении отношения к предпринимателям, и в изменении отношения к богатству, и в изменении отношения к человеческим качествам. Однако в первую очередь необходимо выделить главный результат первой стадии: люди стали выходить из анемического состояния, вызванного резким переходом к рыночной экономике. Период безвольной апатии закончился. Желание попробовать себя в предпринимательстве с полным правом можно считать формой социализации - возвращением в активную общественно-экономическую жизнь значительной части российского общества.

В этом смысле ситуацию с предпринимательством в сегодняшней России можно оценивать с двух точек зрения: как обстоит дело сейчас, и что можно ожидать завтра. Эмоциональная настроенность оценок и аналитических выводов также разделится в зависимости от выбранной точки. В первом случае выводы будут неутешительными: российское предпринимательство находится в зачаточной стадии и, с учетом нынешних обстоятельств, перспективы на будущее должны описываться в сдержанно-критических тонах. Во втором случае, придется учесть, что российское предпринимательство только-только вышло из колыбели, что его нынешнее состояние ни о чем не говорит, что скрытые резервы предпринимательства мало изучены, и что с учетом прогрессирующей динамики любого роста (и соответствующей государственной политики) мы вправе ожидать в ближайшее десятилетие предпринимательской революции.

Потенциальные предприниматели приблизительно равномерно распределены по территории Российской Федерации. Так, общее число желающих начать свое дело на селе составляет 49,5%, в мегаполисах - 38,8%.

Потенциальные предприниматели не считают отсутствие высшего образования препятствием для организации своего дела. Более того, предпринимательство становится альтернативной социальной лестницей, открывающей многообещающие перспективы тем, кому в прежнее время социальный рост был заказан.

Наибольший интерес к предпринимательской деятельности обнаруживает молодежь.

Кроме образовательного уровня, который не играет большой роли при принятии решения организовать свое дело, весьма показателен в этом же смысле и характер труда респондентов, выразивших желание открыть свое дело. Для наглядности распределение ответов представлено в таблице 1.

Таблица 1

"Хотели бы Вы иметь собственный бизнес?" (%)

Желание иметь собственный бизнес

Да, хотел бы

(оптимисты)

Скорее хотел бы (сдержанные оптимисты)

Руководитель, топ-менеджер высшего звена управления

0,9

0,6

Руководитель, менеджер среднего звена управления

3,2

3,9

Руководитель, менеджер низшего звена управления (первичных коллективов)

2,5

3,5

Работник интеллектуального труда высшей квалификации

2

2

Квалифицированный работник интеллектуального труда

11,4

14,1

Работник интеллектуального труда малоквалифицированный

4,8

4,6

Работник высококвалифицированного физического и умственного труда

7,5

9,3

Работник квалифицированного преимущественно физического труда

18,1

22

Работник неквалифицированного физического труда

10.3

9,7

Высококвалифицированный работник сельского труда

14

7,6

Квалифицированный работник сельского труда

8.6

6,4

Неквалифицированный работник сельского труда

12,2

8,8

Затрудняюсь ответить

4

7,6

Всего респондентов

4542

3718

В таблице мы видим три группы, где процент желающих начать свое дело наиболее высок. Это работники квалифицированного, преимущественно физического труда (соотв., 22% и 18%), квалифицированные работники интеллектуального труда (соотв., 14% и 11%) и высококвалифицированные работники сельского труда (соотв., 14% и 8%). Совершенно очевидно, что в пределах выделенной группы формируется новое отношение к жизни (о формировании нового "слоя" говорить пока рано).

Таким образом, исходя из данных исследования, следует, что социальной базой современного российского предпринимательства служат "средний" и "ниже среднего" слои общества. Потенциальные предприниматели - это обычные по всем показателям люди, выделяющиеся из массы лишь большей энергичностью и волей. Эпоха предпринимателей - авантюристов, сорвавших куш на заре экономических преобразований в атмосфере законодательной неразберихи закончилась. "Средний класс", традиционно считающийся социальной основой предпринимательства, в России не является доминирующим (по разным оценкам до 25%) и по многим своим чертам (характер и уровень потребления, образовательный и профессиональный статус членов) еще только формируется. Принадлежность к "среднему" социальному слою, по оценкам самих респондентов, получает другой смысл. Социально-профессиональный портрет среднестатистического потенциального предпринимателя говорит о подлинно массовом интересе к предпринимательству в современной России.