logo
Преступность несовершеннолетних в России, причины и профилактика

2. Организация социальной работы по предупреждению подростковой преступности и ресоциализации несовершеннолетних преступников

Молодежь, как одна из самых активных групп общества, довольно чутко реагирует на различные социокультурные, экономические и политические изменения, происходящие в обществе. Социализация юного человека, происходящая в семье, школе и окружении, в котором он проводит немало времени, влияет на его поведение и ценностные ориентации, а также на преступное поведение.

Говоря о молодежной преступности, одним из главных вопросов является растущее число повторных преступлений несовершеннолетних и других молодых людей (в возрасте 18-24 лет). При исследовании факторов, влияющих на рецидив преступлений, была замечена следующая тенденция: чем более молод человек, совершающий преступление, тем большая вероятность того, что в будущем он совершит повторное преступление. Эта вероятность еще больше усиливается при анализировании случаев рецидивов преступлений несовершеннолетних, когда юному человеку было вынесено наказание в виде лишения свободы. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2005 - С.408

У личности, рано начавшей преступную карьеру, нет начального социального капитала, а приобрести его в местах заключения практически невозможно. Таким образом, растет количество осужденных, имеющих лишь начальное образование, у которых нет семей, а также никакого трудового опыта, не говоря уже о профессиональном обучении. Очевидно, что перечисленные факторы являются одними из главных и помогающих молодому человеку опять приспособиться на свободе, поэтому их отсутствие может означать то, что возможностей у юного человека приспособиться в обществе становится все меньше. Обобщая, нужно отметить, что рецидив преступлений несовершеннолетних подчеркивает неэффективность вынесенного наказания и рост числа повторных преступлений. Поэтому весьма реально, что из-за слабости и неэффективности ресоциализации в местах заключения через несколько лет может возрасти число преступлений. Так же важно отметить другой фактор, влияющий на преступность несовершеннолетних - это незанятость молодежи. Именно упомянутый фактор увеличивает возможность совершения преступления в целых 20 раз. Если число преступлений, совершенных занятыми лицами - учащимися и студентами - в 1998-2008 годы выросло в 1,4 раза, то число преступлений, совершенных неработающими лицами, значительно выше. Сейчас проблему незанятости несовершеннолетних пытаются решить, организуя летние лагеря, турниры по мини-футболу, занятия в выходные дни, однако, как утверждает неофициальная статистика, в это время около 30 тысяч детей не посещают школ. Повторяется ранее упомянутая формула: юный преступник в учреждении лишения свободы: безработный - необразованный либо имеющий начальное образование - не создавший семьи - потерявший социальные связи или не успевший их приобрести - человек, совершивший два, три, четыре преступления. Таким образом, возникает вопрос, что легче: выделять больше средств из бюджета на содержание заключенных и чувствовать себя в безопасности в течение тех нескольких лет, пока человек понесет наказание (поскольку в это время он будет изолирован и не будет представлять опасности для общества) или все же дать ему еще одну возможность, вовлекая социальных работников, психологов, педагогов, родителей. Конечно же, обществу было бы гораздо спокойнее, если бы все те, кто не подчинился его нормам и законам, перевоспитывались и «исправлялись» в исправительно-трудовых колониях. Однако не окажется ли так, что за решеткой окажется около трети всех жителей, потому что почти столько людей так или иначе за год сталкиваются с правоохранительной системой. Поэтому не нужно больших математических способностей, чтобы понять, что через несколько лет легче будет изолировать те несколько тысяч счастливцев от всего оставшегося преступного общества. Очевидно, что одной лишь изоляцией лиц, в особенности несовершеннолетних, всех проблем не решить. Кроме того, мы все громче говорим о демократическом обществе, в котором каждый человек может свободно подниматься по ступеням социального статуса. Именно для молодежи должна быть начерчена линия старта, предоставлены альтернативы реализации действий прежде всего в области просвещения и занятости, чтобы юному человеку было интересно и имело смысл стараться и стремиться к своей цели законным путем.

Нетрудно заметить, что в последнее десятилетие темп жизни стал намного выше, чем прежде. Кроме того, мы живем в период, в научной литературе называемый переходным, или периодом трансформации. В нынешнее время наряду с отрицательными социальными и политическими процессами - растущим алкоголизмом, наркоманией, несоответствии законов злободневным проблемам - меняются и ценностные ориентации общества. Молодежь остро воспринимает эти отрицательные процессы. Эта часть общества с большим трудом противостоит соблазну осуществить свои потребности и требования общества незаконным путем. Можно утверждать, что юный человек в настоящее время часто оказывается в определенном поле напряжения, когда существующие в обществе ценности сталкиваются с неумением несовершеннолетнего обеспечить их для себя. Когда стремления и потребности являются большими, чем возможности, возникает опасность, что в поисках выхода юный человек преступит закон. Все это можно проиллюстрировать простыми примерами: все еще можно утверждать, что в нашем обществе не блекнет цель стремления к богатству, а тем самым и желание быть богатым. Сложная экономическая ситуация в стране, растущая безработица и т.д. все более ограничивают легальные способы достижения этой цели. Как показало социальное исследование, чем более молод заключенный, тем чаще его первое преступление было мотивировано материальными факторами. Т.е., для юноши, которому еще нет 21 года, очень важно иметь достаточное количество денег, так как их недостаток и стремление не отставать от других членов общества побуждает человека к преступлению. Исследование показало, что лица более старшего возраста чаще совершают преступления по неосторожности, случайности, под влиянием друзей. Можно предположить, что молодежь источником успеха своей жизни считает материальное благосостояние. Реализуя образ жизни, созданный ими самими, возникающие трудности они пытаются решать путем нарушения закона.

Кроме вышеперечисленных факторов, влияющих на преступность несовершеннолетних, нужно отметить и отсутствие комплексной, целенаправленной системы социального предупреждения подобных преступлений.

Несовершеннолетние, а также чуть более старшие их друзья составляют самостоятельную социальную группу, членов которой связывают общие права, обязанности, стремления и интересы. От социализации и морали этой группы будут зависеть трансформации будущего общества. Криминологические соображения заставляют интерпретировать преступления несовершеннолетних как специфический вид преступлений. Поэтому и их предупреждение является одним из основных направлений обеспечения правоохраны.

Как известно, в конце XIX -- в начале XX в. проблеме внушения, изучению его возможностей и роли в общественной жизни, в воспитании немалое место уделялось в работах Б. Сидиса, И.А. Сикорского, позднее этим занимался В.М. Бехтерев.

В настоящее время интерес к внушению как воспитательному воздействию, способному эффективно перестраивать отрицательные установки, прежде всего проявляется в сфере пенитенциарной и превентивной науки и практики. В этом отношении, на наш взгляд, представляет большой интерес и является весьма перспективной экспериментальная работа по внедрению методов внушения в процесс обучения и воспитания. Она была впервые разработана в 1996 г. кафедрой педагогики Пермского пединститута, и в частности доцентом этой кафедры А.С. Новоселовой, которая непосредственно занимается проблемами нейтрализации, блокировки асоциальных установок у несовершеннолетних правонарушителей и формированием новых установок социально одобряемого поведения, а также активизацией процесса самовоспитания, самосовершенствования Мирсагатова М.Н. Деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по восстановлению социального статуса безнадзорных детей //Социальная работа, 2003, № 2, с.59.

Внедрение методов внушения в практику воспитания и перевоспитания сопряжено с рядом серьезных трудностей как общетеоретического, так и практически-методического характера. Здесь требуется серьезная теоретическая разработка малоизученной в психологии проблемы неосознаваемых поведенческих регуляторов и психологических механизмов, а также создание и апробация специальных методик, внушающих программ, выделение условий эффективного внушающего воздействия. Кроме того, сторонники внедрения методов внушения в пенитенциарную практику встречают также определенные сомнения и возражения со стороны представителей юриспруденции, указывающих на недопустимость манипулирования поведением человека помимо его сознания. В этих доводах, безусловно, есть свой резон, однако нужно отдавать себе полный отчет, что без методов внушающего воздействия вряд ли найдутся другие эффективные пути и возможности перестройки таких прочных неосознаваемых регуляторов поведения, какими являются закрепленные с раннего детства фиксированные установки.

Проблема нейтрализации, блокировки установок асоциального поведения - это проблема, требующая в ближайшем будущем серьезной проработки не только со стороны психологии и педагогики, но и со стороны юриспруденции, которая должна определить юридически допустимые и обоснованные возможности применения внушающих методов воспитательно-профилактического воздействия.

Немалую роль в перестройке негативных установок могут сыграть методы самовнушения, аутотренинга, которые сегодня активно применяются и широко рекомендуются психотерапевтами по снятию состояния тревожности, навязчивости, по преодолению различных комплексов, по восстановлению эмоционально-психического здоровья и тонуса человека.

При анализе преступного поведения несовершеннолетних выделено четыре типа нарушителей, для которых общественно опасное деяние является:

а) случайным, противоречит общей направленности личности;

б) возможным с учетом общей неустойчивости личностной направленности, но ситуативным с точки зрения повода и ситуации;

в) результатом общей отрицательной ориентации личности, обусловливающей выбор среды, времяпрепровождения и непосредственного варианта действий при наличии подстрекательства, примера преступного поведения и т. п.;

г) результатом преступной установки личности, включающей активный поиск, организацию повода и ситуации для преступных деяний, соответственно относительно устойчивой системы антисоциальных оценок и отношений.

Предложенная типология не только фиксирует основные варианты возможной направленности личности несовершеннолетних правонарушителей, но и отражает процесс постоянного формирования социально-негативных черт личности, переход от единичных деформаций к их «цепочке». Метод косвенных оценок позволяет сделать вывод, что среди несовершеннолетних правонарушителей тип «а» составляет 25-35 %, тип «б» - 25-30 %, тип «в» - 30-40 %, тип «г» - 10-15 %.Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2005 - С.417-418

К сожалению, следует признать, что в настоящее время в силу различных причин отсутствует четкая система работы с несовершеннолетними правонарушителями:

1) комиссии по делам несовершеннолетних не выполняют в настоящее время функций координационного центра по борьбе с преступностью несовершеннолетних;

2) совершенно ненормальным является положение, когда основную тяжесть профилактической и воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями несут органы внутренних дел, прокуратура и суд, т.е. организации, осуществляющие принуждение и карательное воздействие;

3) отсутствуют научно обоснованные рекомендации по осуществлению профилактической и воспитательной работы;

4) органы образования, здравоохранения, социального обеспечения по существу самоустранились от оказания помощи семье в воспитании трудных подростков и разработке соответствующих рекомендаций.

Для исправления сложившегося положения дел необходимо применить ряд мер, таких как:

создать специализированные службы для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

образовать специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения;

создать специальные (коррекционные) учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния;

реорганизовать приемники-распределители для несовершеннолетних, создав на их основе центры временной изоляции, для помещения несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния. Тагидтинова Т.Г. Социальная реадаптация бывших заключённых //Социальный журнал, 2002, № 11, С.29