2.1 Направления работы УККТ с семьей
Учреждения культуры являются важными субъектами социальной политики нашего государства. Их деятельность направлена на обеспечение конституционных прав граждан на свободу творчества, равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию культурными благами, создание условий для самореализации личности через творческое общение и развитие социально-культурных инициатив. Большая часть культурно-массовых мероприятий проводится на бесплатной и благотворительной основе.
Учреждения культуры помогают решать важнейшие социальные проблемы, вносят свой вклад в профилактику асоциальных явлений в обществе.
Основными задачами учреждений культуры являются:
- обеспечение конституционного права граждан РФ на свободу творчества, равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию услугами, предоставляемыми учреждением;
- гуманистический характер деятельности, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- содействие в сохранении единства культурного пространства страны, в поддержке и развитии самобытных национальных культур, региональных и местных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
- культурно-массовая и культурно-оздоровительная работа;
- организация полноценного и содержательного досуга;
- воспитание и пропаганда экологической культуры на основе непосредственного контакта человека с природой;
- создание индустрии развлечений;
- повышение квалификации кадров;
- рекламная деятельность;
- выставочная деятельность
Для решения этих задач учреждение культуры работает с различными социальными группами: от индивидуальной работы с клиентами, которые приходят, например, на занятия по вокалу, до работы с целыми школами, во время различных массовых мероприятий. Одной из таких социальных групп является семья.
Современная семья является объектом и субъектом социально-культурной деятельности, так как работа с семьей есть инструмент решения проблем ее планирования и сохранения стабильности, а также рождаемости, социально-экономических, бытовых и психологических проблем и проблем семейного воспитания. Повышение степени освоения культуры в семье - один из ключей к преодолению кризиса современной семьи, который доступен сфере культуры и работникам учреждений культуры клубного типа.
Специалисты выделяют три уровня освоения культуры:
1) Высокий - в семье проповедуется специальное культурное развитие и саморазвитие.
2) Средний - хобби.
3) Низкий - нет потребности в освоении культуры.
Работа с семьей является одной из приоритетных сфер деятельности учреждения культуры, в которой накоплен большой исторический и культурный опыт. Именно поэтому существует огромное количество направлений и форм работы в этом направлении, но главными среди них являются следующие:
- обучение родителей по вопросам педагогики, психологии , экономики семьи, организации семейного досуга и т.д.
- включение в совместную деятельность всех членов семьи в различных формах и направлениях
- пропаганда ценностей семейной жизни через обряды , ритуалы, семейные праздники и другие формы.
- оздоровительная работа
Выбор направлений и форм работы с семьями обусловлен множеством конкретных факторов и причин: географическим положением, удаленностью от города, численностью населения, количеством социально-культурных институтов в населенном пункте, степенью их взаимодействия друг с другом, наличием традиций и опыта работы с семьями, экономическим состоянием и другими показателями.
Итак, рассмотрим подробнее каждое из направлений, в плане используемых для них форм работ.
Так, для обучения родителей и подростков семейной жизни используются:
- лекции, беседы, консультации;
- ролевые игры, тренинги;
- тематические программы
Темы проводимых мероприятий могут звучать так: « Мудрые заповеди народной педагогики»; « Развивающие игры для детей младшего возраста»; « Психологический климат семьи» и т.д.
Для реализации такого направления, как включение в совместную деятельность детей и взрослых и оздоровительной работы можно использовать такие формы:
- Семейные дни отдыха ( культурно-досуговые программы: « Семья года»; « Бабушки и внучки» и т.д.);
- смотры семейных художественных коллективов;
- организация семейных творческих выставок
- участие семей в народных праздниках, карнавалов, гуляниях;
- организация семейных клубов по различным интересам( туристические клубы, клубы творческой направленности, игровые клубы).
Работая в направлении пропаганды семейных ценностей пользуются:
- проведением семейно-бытовых обрядов
- проведением Международного дня семьи
- проведением культурно-досуговых программ, посвященных молодым семьям, многодетным семьям, солдатским матерям и т.д.
Подробнее о формах работы учреждений клубного типа с семьей будет рассказано в следующей главе работы.
- Примерное положениео государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа
- 15.1. Особенности бизнес-планирования деятельности учреждений клубного типа
- Клубные учреждения
- 2 Группа отраслевых учреждений культуры - Учреждения культуры клубного типа
- Типовое положение об установлении типовых штатов учреждений культуры клубного типа
- Типология клубных учреждений
- Клубные учреждения
- V. Основные направления деятельности учреждения культуры клубного типа
- IV. Виды учреждений культуры клубного типа
- Основные направления и формы работы учреждений культуры