logo
"Закрытые" системы социальной работы

ВВЕДЕНИЕ

Социальная работа как особый вид деятельности по оказанию помощи нуждающимся людям возникла на заре человеческого общества и прошла несколько этапов в своем развитии. Ее содержание изменялось с возникновением новых социальных проблем, сформировались субъекты и объекты помощи. Существовали различные типы и виды социальной помощи. Исторически сложились «открытая» и «закрытая» системы призрения. Содержание и формы социальной помощи изменялись с развитием цивилизации, что нашло отражение в периодизации истории социальной работы. В целом, периодизация истории социальной работы в России и за рубежом включает общие этапы, однако выделяются несколько специфических периодов, характерных для каждого общества (например, период социального обеспечения в России, филантропический период за рубежом).

Внимание к социальному развитию общества становится определяющим фактором прогресса. На сегодняшний день «закрытая» система социальной работы не сформирована в полной мере, а следовательно, недостаточно эффективна. Переориентация социальной политики в отношении социально незащищенного населения от преодоления негативных тенденций к профилактической работе и предупреждению возникновения общественного неблагополучия требует обращения к историческому опыту призрения в России и зарубежных странах. Незащищенные слои населения не в состоянии самостоятельно реализовывать свои конституционные права на полноценную жизнь, охрану здоровья, образование, другие права. Эту функцию должно выполнять государство. На этом фоне в последнее время резко возрос интерес общества к опыту решения данной проблемы как в России, так и за рубежом.

Актуальность исследования проблемы становления и развития «закрытых» систем социальной работы обусловлена следующими обстоятельствами:

- чрезвычайной важностью комплексного и системного изучения данной проблемы начиная с XV века для поиска путей решения в современных условиях ;

- возрастанием в настоящее время необходимости глубокого и всестороннего познания модели социальной трансформации, сопровождающейся обострением социальных проблем;

- необходимостью выявления региональных особенностей данной проблематики на примере Краснодарского края;

- возрастанием роли современных органов социальной защиты в организации поддержки нуждающихся в этом детей, их реабилитации и помощи в жизненном определении.

Степень разработанности проблемы. Изучению исторического опыта развития социальной работы в целом, в том числе и «закрытых» систем социальной работы, посвящены труды таких авторов, как К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин, Б.А. Туаева, К.А. Кравченко, Л.В. Бадя, Л.И. Беляева и др. авторов.

Вместе с тем, в научной литературе недостаточно освещенными остаются многие вопросы, связанные с решением проблем функционирования «закрытых» систем социальной работы в настоящее время. Отсутствуют комплексные работы по проблеме преодоления негативных социальных факторов, приводящих к увеличению числа незащищенных слоев граждан.

Объектом исследования является история развития «закрытых» систем социальной работы и особенности их функционирования в современных условиях

Предмет исследования составляют различные виды учреждений, оказывающих стационарную помощь детям-сиротам, пожилым людям, инвалидам и др.

Цель данного исследования заключается в рассмотрении сущности «закрытых» систем социальной работы, принципов функционирования и изучении особенностей их формирования и становления.

Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:

- изучить научные и общественные подходы к сущности «закрытой» системы социальной работы;

- изучить исторический опыт развития специализированных благотворительных учреждений, домов призрения и реабилитационных центров, выявить проблемы, связанные с их функционированием;

- проанализировать формы и методы деятельности государственных учреждений закрытого типа;

- разработать методы решения проблем, связанных с функционированием «закрытых» систем социальной работы.

Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела, заключение, список использованных источников.