1.3 Функции социального педагога в социальных центрах
В социальных центрах деятельность по обслуживанию населения выполняют социальные педагоги (1, 1,1).
Мы проанализировали различную литературу по работе социального педагога в социальных центрах, чтобы выяснить какие функции выполняет социальный педагог, работая в социальном центре (23, 2, 31, 33).
Задачи центра корректируются в зависимости от социально-демографической ситуации в регионе, национальных традиций, нуждаемости населения в конкретных видах социальной помощи и услуг и других факторов. Основными задачами центра являются:
выявление совместно с государственными и неправительственными организациями (органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, занятости, миграции, ассоциациями многодетных, неполных семей, родителей детей-инвалидов и др.) причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, определение их потребности в социальной помощи;
определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;
поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем самообеспечения, в реализации их собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;
привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей и детей (30, 42).
Кроме этого, согласно Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации социальный педагог, выполняет следующие виды деятельности:
1. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);
2. Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни;
3. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
4. Выступает посредником между обучающимся (воспитанником, ребенком) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
5. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);
6. Организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;
Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья;
Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей). из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
10. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации (35).
Обобщая опыт работы социальных педагогов в учреждениях, можно выделить следующие направления их деятельности:
социально-средовая и социально-психологическая реабилитация (выработка социальных навыков: умения общаться, умения подать себя и т.п.; освоение социальных ролей; обеспечение личностного роста, формирование активной личностной позиции, творческого потенциала);
работа с семьями детей и подростков (семейное консультирование, организация родительских "групп поддержки", коррекция нарушений психологического состояния членов семьи);
профессиональная ориентация (ознакомление с миром профессий, помощь в профессиональном самоопределении, коррекция неадекватных профессиональных интересов и намерений);
организационная, учебно-методическая и просветительская работа с ближайшим социальным окружением детей и подростков;
социально-правовое консультирование и информирование
- Введение
- Глава I. Некоммерческие организации в Системе социального обслуживания населения
- 1.1 Система социальных служб: принципы, функции, направления деятельности
- 1.2 Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности
- 1.3 Функции социального педагога в социальных центрах
- 1.4 Роль некоммерческих организаций в системе социальных служб
- Глава II. Теоретические и практические модели коммуникации и особенности эффективной коммуникации
- 2.1 Теоретические и практические модели коммуникации