1. Личный социально-педагогический опыт социального педагога как вну-тренняя составляющая педагогической культуры
Рассмотрим содержание основных структурных компонен-тов, составляющих педагогическую культуру специалиста со-циальной сферы.
Прежде всего -- это сам специалист как личность, как носи-тель реальной педагогической культуры. При оценке педаго-гической культуры специалиста видят прежде всего проявле-ние в профессиональной деятельности конкретного челове-ка -- социального педагога.
Личный социально-педагогический опыт специалиста как основа, стержень педагогической культуры включает такие составляющие, как личность самого социального педагога, его теоретический и практический опыт, личностные социаль-но-педагогические качества.
Личность специалиста --это тот внутренний мир, в котором происходит усвоение и накопление личностного социально-пе-дагогического опыта специалиста. Именно через призму лич-ности с ее индивидуально-психологическими и социальными особенностями происходит усвоение теоретического и практи-ческого опыта.
Теоретический социально-педагогический опыт это те медицинские, психолого-педагогические, социальные, про-фессиональные знания, которые необходимы специалисту для квалифицированной деятельности, в том числе и педагогичес-кой, так как она представляет естественную составную часть социальной работы. Психолого-педагогические знания составляют основу собственно педагогической деятельности; медицинские и социальные знания -- необходимый компонент -- предрасположения и предостережения, которые надо учиты-вать специалисту; профессиональные -- особенности, сферы проявления и пр. Совокупность знаний показывает то, на чем основывается действенность всей профессиональной деятель-ности специалиста социальной сферы.
Практический опыт представляет собой усвоенные умения и навыки -- это получившая закрепление на практике реали-зация педагогического аспекта профессиональной деятельнос-ти специалиста социальной сферы с различными категориями клиентов при решении тех или иных социальных проблем. По своей сути он представляет тот «капитал», который прошел апробацию на практике специалиста и может быть им исполь-зован в типичных ситуациях.
Педагогический опыт по содер-жанию включает в себя:
-- уровень владения специалистом искусством педагогичес-кой деятельности (педагогическое мастерство);
-- развитие профессионально-важных (с позиции педагоги-ки) личностных качеств, позволяющих специалисту наиболее полно реализовать педагогический аспект в процессе социаль-ной работы в интересах эффективности профессиональной дея-тельности.
Педагогическое мастерство складывается из:
-- владения специалистом педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами;
-- развития у него педагогической техники: самоуправле-ния, вербального и невербального, непосредственного и опо-средованного воздействия на человека, культуры общения, культуры речи.
- Глава I. Структура профессиональной культуры социального педагога
- 1. Личный социально-педагогический опыт социального педагога как вну-тренняя составляющая педагогической культуры
- 1.1. Профессионально важные качества социального педагога
- 2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста.
- 3. Этический и профессиональный кодекс социального педагога.
- Глава II. Профессиональное становление социального педагога
- 1.1. Непрерывное образование социального педагога
- 2. Профессиональное становление социального педа-гога и его этапы
- 3. Основные значимые факторы и условия развития профессиональной культуры социального педагога
- 3.1 Альтруизм--один из ведущих факторов развития профессиональной культуры социального педагога
- 3.2. Предоставление самостоятельности и творчества в работе социального педагога как условие развития профессионализма
- 3.4. Системно-синергетическая концепция педагогики как один из подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога
- Тема 15. Профессиональная культура социального педагога
- Профессиональная культура социального педагога.
- Тема 3. Социальный педагог как воспитатель. Педагогическая культура социального педагога
- Структура профессиональной культуры педагога
- 2.7. Общая и профессиональная культура педагога
- Диагностика профессиональной компетентности социального педагога
- 17 В. Профессионально- педагогическая культура педагога профессионального обучения.
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры