logo
Профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования

1.1. Профессионально важные качества социального педагога

Профессионально важные качества выделяют то индивиду-альное своеобразие специалиста, которое накладывает на него специфика профессиональной деятельности социального ра-ботника. К таким качествам относятся:

Педагогическая направленность -- это особенности разви-тия и воспитания личности, характеризующие ее предраспо-ложенность к педагогической деятельности, в том числе и в от-ношении людей -- объектов социальной работы. Она проявля-ется в интересах, потребностях человека, его мотивах, целях, идеалах.

Нравственные качества -- это усвоенные нормы морали, выражающие общечеловеческие ценности в отношении к человеку, в общении, социальной работе, социально-педагоги-ческой деятельности; нравственные чувства -- удовлетворе-ние от повседневного проявления нравственности (уважения к человеку, его достоинству), стремления помочь, поддержать клиента в решении социальных проблем. Это удовлетворен-ность от добросовестного выполнения социальной работы, со-циально-педагогической деятельности, своей профессиональ-ной деятельности, нравственной по своей сути. Моральным является чувство неудовлетворенности в результате нерешен-ности социальных проблем человека, несоблюдение мораль-ных норм как самим педагогом, так и другими участниками воспитательного процесса. Нравственные качества проявля-ются в таких чувствах специалиста, как долг, совесть, честь. Именно эти чувства способствуют формированию нравствен-ных привычек.

Коммуникативные качества (от лат. communico-- делаю об-щим, связываю, общаюсь) -- способность быстро и правильно строить общение. Социальный педагог постоянно находится во взаимодействии, общении с клиентом -- тем человеком, ко-му нужна его помощь. Действенность его деятельности зави-сит от искусства его общения с клиентом. К коммуникатив-ным качествам относятся:

-- контактность в общении -- способность входить в обще-ние с клиентом и обеспечивать наиболее целесообразное взаи-модействие. Данные способности имеют важное профессио-нально значение для социального работника;

-- каждый человек способен в той или иной степени влиять на другого (клиента). Существует даже термин «суггестопе-дия», введенный Г.К. Лозановым. Он означает использование внушения в процессе обучения. По отношению к социальному работнику суггестопедийность означает способность специали-ста к вербальному или невербальному доминированию в про-цессе социальной работы с клиентом (внушение словом, инто-нацией или мимикой, жестами, действиями). Другими слова-ми, это способность (предрасположенность) специалиста к внушающему воздействию на клиента в процессе социальной ра-боты с ним. Такая способность проявляется в виде действенности авторитета специалиста, его личности, владения им искус-ством общения с клиентом, убеждать, увлекать его, заражать идеями самореализации.

Перцептивные, социально-перцептивные качества (от лат. реrсерcio- - восприятие и socialis -- общественный) -- восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (дру-гих людей, самих себя, групп и т.п.). Термин «перцепция со-циальная» введен американским психологом Дж. Брунером (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик сти-мула -- объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей и намерений. Социально-перцептивные качества социального педагога отражают его способность видеть и понимать внут-реннее состояние себя и клиента, с которым он работает. К ним относятся:

-- педагогическая наблюдательность.-- видение своих осо-бенностей и клиента, динамики их проявления. Для социаль-ного работника исключительно важным фактором выступает, что и как он способен наблюдать в себе и в другой личности;

-- педагогическая интуиция -- способность видеть взаимо-связь проявления особенностей личности и ее внутреннего со-стояния, его индивидуальных черт, перспектив их измене-ния, а также возможности решения стоящих перед ним социальных проблем. Она формируется на основе практического опыта социальной работы с различными типами клиентов. Характерный пример проявления перцептивных способнос-тей воспитателя привел А.С. Макаренко в «Педагогической поэме»: «Мой глаз в то время был уже достаточно набит, и я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неулови-мым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по ка-ким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по запаху, сравнительно точно предсказать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сы-рья». Для социального педагога исключительно важно уметь видеть своеобразие клиента, его социальные проблемы и возможности их решения с помощью целенаправленной са-мореализации;

-- рефлексия -- умение видеть себя глазами другого челове-ка. Специалист социальной сферы работает с людьми, и умение видеть себя со стороны позволяет ему критически относиться к своему поведению и к тому, что и как он делает, более ответст-венно относиться к своей профессиональной деятельности. Ре-флексия позволяет видеть свои недостатки и целенаправленно работать над собой по самосовершенствованию. Рефлексия дает возможность понимать свое состояние и волевым усилием доби-ваться целесообразного самоуправления в процессе профессио-нальной деятельности, общении, взаимодействии;

-- педагогическое мышление -- это способность социаль-ного работника осознанно использовать психолого-педагоги-ческие знания в процессе профессиональной деятельности, осмысливать педагогические ситуации и способы их реше-ния;

-- педагогическое воображение -- это способность специали-ста в процессе социальной работы представлять поведение свое, клиента, динамику их изменения. Оно позволяет ему оп-ределять наиболее целесообразное поведение и выбирать спо-соб решения социальной проблемы клиента.

Педагогическое мышление и воображение развиваются в процессе накопления знаний, их осмысления, решения педа-гогических задач, накопления опыта наиболее целесообразно-го разрешения педагогических ситуаций по отношению к раз-личным категориям клиентов.

Эмоциональные качества личности характеризуют пережи-вания специалиста, которые он испытывает при встрече с со-циальными проблемами человека в процессе социальной рабо-ты и оказывающие существенное влияние на его профессио-нальную деятельность. К ним относятся:

-- эмоциональная устойчивость -- самообладание, способ-ность к саморегуляции позволяет социальному работнику вла-деть собой в различных ситуациях профессиональной деятель-ности. Она выступает важным условием действенности усилий социального работника, так как позволяет ему управлять сво-им состоянием в различных условиях профессиональной дея-тельности и этим помогает принимать взвешенные, осмыслен-ные решения, добиваться достижения цели;

-- эмпатия--- способность эмоционально отзываться на переживания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимо-действия, общения. Социальный работник работает с челове-ком, живым существом. В этих условиях способность к сопе-реживанию позволяет ему с большей душевной теплотой от-носиться к внутреннему состоянию клиента, к тем реальным социальным проблемам, которые он имеет, лучше понимать его внутренний мир, переживания. Эмпатия в этом случае позволяет специалисту подбирать и использовать необходи-мые именно в данной ситуации средства и приемы взаимодей-ствия, которые в большей степени помогут ему в работе с этим клиентом.

Практика работы специалистов социальной сферы показы-вает необходимость учета особенностей эмоциональной устой-чивости и эмпатии социального работника. С этой целью реко-мендуется:

-- проводить профессиональный отбор специалистов, реко-мендуемых для работы в социальной сфере: здесь не могут ра-ботать люди, чуждые эмпатии, -- и в то же время в зависимос-ти от глубины выраженности эмпатии необходимо определять сферу целесообразного использования специалиста. Людям глубоко эмпатичным не рекомендуется работать с теми, кто г находится в особенно тяжелом состоянии и вызывает соответ-ствующие сострадания. Для этой категории специалистов, осо-бенно если исход их работы может быть трагичным, возможны деформационные последствия;

-- сопереживания специалиста в работе с клиентом долж-ны носить внешне-эмоциональное проявление, не переноси-мые вовнутрь. Это профессиональная деятельность, и если каждый раз специалист будет все до глубины души пережи-вать сам, он не сможет выдерживать. Элемент профессиональ-ного актерства в деятельности вполне может иметь место. Он может проявляться в искреннем сочувствии клиенту, реаль-ной деятельности по оказанию помощи в решении его соци-альных проблем;

-- активно учиться управлять своими чувствами и при воз-растании переживания уметь переключаться, снимать возрас-тающее эмоциональное напряжение;

-- добиваться внедрения правила жизни: состояние в рабо-те с клиентом переключать на иное в общении с другим клиентом, сотрудниками и особенно в поведении в семье. К этому надо постоянно стремиться и контролировать себя.

Своеобразие усвоенного практического опыта специалиста, развитие его профессионально важных качеств находят прояв-ление в его личном социально-педагогическом опыте -- во вну-тренней составляющей педагогической культуры этого социального педагога.