logo
Профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования

1.1. Непрерывное образование социального педагога

На протяжении всей деятельности социального педагога, соци-ального работника должна осуществляться его личностная и про-изводственная многоканальная самоподстройка и саморегуляция с учетом возможных изменений социальной среды в направлении утверждения гуманистических принципов и культурных ценностей, развития социально-психолого-педагогической науки -практики.

Социальный педагог должен постоянно рефлексировать соответственные профессиональные знания и умения с позиций соответствия-несоответствия требованиям реальной социо- культурной среды, накапливать, апробировать, закреплять, селекционировать новый опыт, стараясь постоянно удерживать себя на" поле" профессиональных инноваций.

По выражению Н Рубакина, "всякое настоящее образование добывается путем самообразования...все, что делаешь и чего добиваешься самолично, по своей воле и желанию, --это залезает в голову всего крепче". Известный философ Гельвеций по этому поводу писал:" Я продолжаю учиться, мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание.

Авторитет мировой педагогики и социальной педагогики А. Дистервег выразился не менее убедительно: "Развитие и образование человека не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью ,собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность--средство и одновременно результат образования...».

В декларации регионального собрания в Гаванне (ноябрь,1996), принятой в связи с подготовкой Всемирной конференции по высшему образованию в XXI веке, проводившейся под эгидой ЮНЕСКО, говорится:«Сама природа современных знаний, находящихся в процессе постоянного обновления и самого неожиданного и бурного роста, полностью согласуется с существующим ныне понятием непрерывного образования... Непрерывное образование должно давать возможность всем, вне зависимости от воз-раста, вернуться в классные комнаты, чтобы вновь получить воз-можность учиться или подняться на новый уровень профессио-нальной подготовки» (58).

На аналогичной региональной подготовительной конференции в Токио (июнь 1997 г.) в пункте 5 Декларации записано: «Новая политика и новые парадигмы высшего образования должны, таким образом, найти свою концептуальную основу в образовании в те-чение всей жизни человека» (58).

Интерпретируя приводимые высказывания с наших реальных позиций, можно выделить два основных направления осуществления непрерывного образования.

Во-первых, работа высших учеб-ных заведений должна быть построена таким образом, чтобы лю-бой человек мог самостоятельно управлять своей подготовкой не-зависимо от ее степени и в различные периоды своего профессио-нального становления и социокультурного роста. Во-вторых, сам специалист должен располагать уровнем культуры, предполагающим достаточную мотивацию для самообразования и профессио-нального самосовершенствования. При всей важности первого, понятно, что без должной выраженности второго оно немного будет значить.

Непрерывность образования в целом С. Расчетина представляет в виде поэтапного процесса.

На первом, довузовском этапе, профессионального вы-бора происходит достижение уровня социальной зрелости, доста-точного для решения проблем морально-профессионального само-определения и выбора образовательного маршрута в области «че-ловек--человек».

Результатом второго, вузовского этапа, является достижение уровня профессиональной зрелости, достаточного для реализации потенциала собственной личности в области социальной педагоги-ки, социальной работы.

Третий этап предполагает достижение специалистом уровня профессиональной зрелости, достаточной для реализации потен-циала своей личности в разных сферах социально-педагогической работы и избранной специализации (215).

Непрерывному профессиональному образованию в значительной мере содействует систематическая курсовая переподготовка специалистов.

Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего социального педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, со- вершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику.

Система общих технологий, которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, социальной терапии, социальной экспертизы, прогнозирования, проектирования, посредничества, консультирования, социального обеспечения, социального страхования, опеки, попечительства и др., требует глубокого аналитического осмысления, достаточно продолжительного времени и постоянного «прокатывания» их на протяжении всего периода профессиональной деятельности.

Каждая из всевозможных частных методик также тре-бует постоянного подкрепления практикой. Таким образом, высо-кая профессиональная культура социального педагога невозможна без повседневной социально-педагогической практики[13, 132-135]