3.2. Предоставление самостоятельности и творчества в работе социального педагога как условие развития профессионализма
Работа социального педагога достаточно специфична, деликатна и не терпит непрофессионального вмешательства. Тем не менее, являясь государственной службой, она не может быть избавлена от управленческой подчиненности, руководства. Как правило, начальник, руководитель, которому подчиняется социально-педагогическая служба, чаще всего не является социаль-ным педагогом, а поэтому издаваемые им поручения и управленческие директивы могут в той или иной степени быть некорректными с точки зрения профессиональных социально-педагогических подходов. Общественное объединение в таких случаях может защитой и профессионально-методическим катализатором..
Есть необходимость особо подчеркнуть, что полноценная про-фессиональная деятельность социального педагога возможна не иначе как при условии самостоятельного и творческого отношения к осуществлению своих должностных обязанностей. Отсутствие соответствующих условий, несвобода в принятии решений, пону-кание, игнорирование и другие некорректные вмешательства в дея-тельность социального педагога, социального работника, способны вызвать отрицательную профессиональную динамику, депрофес-сионализацию специалиста.
Полноценная профессиональная деятельность выражается в том, что социальный работник как субъект труда призван само-стоятельно и творчески подходить к определению и решению про-фессиональных задач, достигать результатов, соответствующих стандартам, уметь анализировать и регулировать технологические процессы и т.д.
Отсутствие условий для нормального осуществления социаль-но-педагогической деятельности вызывает профессиональную де-формацию личности, состояние психической усталости, эмоцио-нальной напряженности, способно вызвать рассогласование разных систем организма и психики.
Завершая и обобщая рассуждения о профессиональном и куль-турном восхождении социального педагога, подчеркнем, что про-фессиональная культура формируется как параллель его акмеограммы (движение и достижение наивысшей точки психофизиче-ского развития профессиональной деятельности). Как показывает практика, здесь особую значимость имеют внутренние факторы: мотивы, уровень притязаний, самооценка, физическое здоровье, психо-эмоциональный настрой и т. д.
Все это в значительной степени может регулироваться и фор-мироваться самим социальным педагогом, и в большей степени тем, кто является более зрелым и соответствующим как профес-сионал и как личность. Мы показали сколь значимой в осуществ-лении социально-педагогической деятельности может быть про-фессиональная среда, тип профессиональной организации. Однако эти факторы также подвержены развороту в благоприятном на-правлении тем же социальным педагогом, при условии достижения им должного уровня профессиональной культуры.
Таким образом, мы имеем возможность подчеркнуть самораз-вивающую способность профессиональной культуры, которая мо-жет и должна иметь место в практической деятельности, самообра-зовании социального педагога, социального работника[13, 133].
3.3. Развитие профессионального самосознания - условие
повышения качества подготовки специалистов социальной работы.
Ведущим условием повышения качества подготовки социальных педагогов является профессиональное самосознание личности субъектов социально-педагогической деятельности.
Под профессиональным самосознанием понимают не только профессиональные знания и специальные знания о том как надо применить профессиональные знания, а прежде всего это субъективный опыт человека, в том числе и в профессиональном плане (А. А. Деркач, О. В. Москаленко, 1999).
Иными словами, профессиональным самосознанием называется совокупность психических процессов, посредством которых специалист осознает себя в качестве субъекта деятельности.
Проблема устойчивости качества и развития профессионального самосознания, так же зависит от того, насколько профессия соответствует требованиям личности, ее склонностям, насколько человек удовлетворен профессиональной деятельностью.
Показатели развития профессионального качества - профессионализма, является гуманистическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентаций, позитивное отношение к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций.
Профессиональное становление специалиста- сложный , непрерывный процесс « проектирования личности». ( М.В. Фирсов).
В связи с этим одной из актуальных задач, которую необходимо решать в ВУЗе , является организация профессионального становления специалиста социального педагога через формирование личностной модели самосознания, самодвижения к профессиональным вершинам, профессиональному мастерству.
Как показывает исследование, проведенное на курсах подготовки, центре и т.д. для эффективного развития профессионализма социального педагога необходимо решение следующих задач:
- развитие личностного интереса к выбранной профессии;
- формирование профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность;
- формирование профессионально-личностной «Я-концепции».
Задачи профессионального становления могут быть практически решены посредствам некоторых способов, таких как реализация социально-педагогической деятельности с позиции личностно-ориентированного подхода , заключающегося в признании человека полноценной личностью, обладающей качествами самобытности, уникальности, богатством желаний и возможностей. Это дает возможность осуществлять профессиональную деятельность с позиции личности, субъекта деятельности.
Совершенствование профессионализма также тесно связано с организацией инновационного процесса в социально-педагогической деятельности. Инновационная деятельность должна содержать не только применения инновационных технологий, но и творчество специалиста в профессиональной деятельности.
Следует отметить, что особенность системы повышения подготовки социального педагога к профессиональной деятельности- наличие специальных психолого-педагогических курсов, мероприятий, тренингов личностного роста, которые помогают социальному педагогу преодолевать трудности профессионального роста и значительно увеличить уровень профессионального самосознания.
- Глава I. Структура профессиональной культуры социального педагога
- 1. Личный социально-педагогический опыт социального педагога как вну-тренняя составляющая педагогической культуры
- 1.1. Профессионально важные качества социального педагога
- 2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста.
- 3. Этический и профессиональный кодекс социального педагога.
- Глава II. Профессиональное становление социального педагога
- 1.1. Непрерывное образование социального педагога
- 2. Профессиональное становление социального педа-гога и его этапы
- 3. Основные значимые факторы и условия развития профессиональной культуры социального педагога
- 3.1 Альтруизм--один из ведущих факторов развития профессиональной культуры социального педагога
- 3.2. Предоставление самостоятельности и творчества в работе социального педагога как условие развития профессионализма
- 3.4. Системно-синергетическая концепция педагогики как один из подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога
- Тема 3. Социальный педагог как воспитатель. Педагогическая культура социального педагога
- Тема 5: Структура профессиональной культуры педагога
- Структура профессиональной культуры педагога
- 2.7. Общая и профессиональная культура педагога
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры
- 17 В. Профессионально- педагогическая культура педагога профессионального обучения.
- Диагностика профессиональной компетентности социального педагога
- Тема 15. Профессиональная культура социального педагога