3.4. Системно-синергетическая концепция педагогики как один из подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога
Одним из теоретических подходов к процессу форми-рования профессиональной культуры социального педагога в его деятельности может быть системно-синергетическая концепция педагогики (Н.М.Таланчук). Появление концеп-ции связано с открытием фундаментальных законов раз-вития системного синергетизма. Согласно этим законам источником и движущей силой развития личности явля-ется системный синергетизм, понимаемый как сопряжение, соединение, слияние, интеграция и гармония различных начал.
Синергетика (в переводе с греч.) -- совместный, согла-сованно действующий. Система (в переводе с греч.) -- це-лое, составление из частей, соединение; множество элемен-тов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство (Сов. эн-цикл. слов. -- М.: Сов. энц. изд. -- 1989. -- С 1123, 1126). Поэтому личность может рассматриваться не как любое множество социальных проявлений, а как опреде-ленная система, целостность. Личность -- это социально-синергетическая система. Личность определенной культу-ры -- этносинергетическая система.
«Национальность--это особая реальность, которая во многом определяет интимно-личностную суть человеческого бытия.. Человеку совершенно необходимо сочетать в своем духовно-нравственном бытии принадлежность к основополагающий общности людей, и в то же время ощущать себя неотделимой частью своего народа, носителем его национальных особенностей»,--пишет доктор психологических наук, профессор Я.Л. Коломинский[6, 43-44] В этих и других высказываниях мы можем найти сотни подтверждений, характеризующих диаду"человек--этнокультура".
Опирается ли социальный педагог в своей деятельнос-ти на национальную культуру, осваивая знания и особен-ности национально-психологического характера белорусов, изучая процессы и закономерности формирования этничес-кого самосознания, внедряя в практику народную педаго-гику? Какое место в профессиональной культуре социаль-ных педагогов занимает компонент этнопсихопедагогических знаний? Не претендуя на глобальное рассмотрение всех этих вопросов, выделим категорию «менталитета» бе-лорусов как наиболее значимую категорию этнопсихопедагогики и определим некоторые особенности восприятия этого феномена сегодня. Менталитет (от франц.) -- склад души, характер и стиль мышления народа, его жизнеспособность. Менталитет -- интегративная характе-ристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми ок-ружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него [11, 9]. Менталитет - одно из важнейших поня-тий, раскрывающих духовность определенной общности людей, которая исторически сформировалась в данных ус-ловиях жизнедеятельности.
Через менталитет раскрываются особенности мышления людей, обусловленных особенностями той или иной культуры.
Каков же менталитет бе-лоруса, в чем особенности его национального характера, культурной среды, в которой сложился его образ и стиль жизни? Следует сказать, что типичным для белорусов всегда было желание владеть своей землей. Может, поэто-му в белорусском фольклоре сохранилось много легенд, сказок, преданий, которые славят землю-матушку и чело-века-труженика. Может, поэтому сегодня гипертрофирова-но отношение крестьянина к земле. Особенно это хорошо видно на примере чернобыльского региона.
- Глава I. Структура профессиональной культуры социального педагога
- 1. Личный социально-педагогический опыт социального педагога как вну-тренняя составляющая педагогической культуры
- 1.1. Профессионально важные качества социального педагога
- 2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста.
- 3. Этический и профессиональный кодекс социального педагога.
- Глава II. Профессиональное становление социального педагога
- 1.1. Непрерывное образование социального педагога
- 2. Профессиональное становление социального педа-гога и его этапы
- 3. Основные значимые факторы и условия развития профессиональной культуры социального педагога
- 3.1 Альтруизм--один из ведущих факторов развития профессиональной культуры социального педагога
- 3.2. Предоставление самостоятельности и творчества в работе социального педагога как условие развития профессионализма
- 3.4. Системно-синергетическая концепция педагогики как один из подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога
- Тема 15. Профессиональная культура социального педагога
- Профессиональная культура социального педагога.
- Тема 3. Социальный педагог как воспитатель. Педагогическая культура социального педагога
- Структура профессиональной культуры педагога
- 2.7. Общая и профессиональная культура педагога
- Диагностика профессиональной компетентности социального педагога
- 17 В. Профессионально- педагогическая культура педагога профессионального обучения.
- Подходы и методы формирования профессиональной этики педагогов по физической культуре
- Профессиональная подготовка педагога физической культуры