logo
Профессиональные интересы учащихся 9 и 11-х классов общеобразовательных школ города Нарьян-Мара

1.1 Теоретические аспекты понятия "интересы"

Интерес - проявление положительного, эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление познать его. Интерес обусловлен не только внутренними, но и внешними причинами, то есть качествами и особенностями того, что воспринимается. Интересы бывают разнообразными по содержанию: к литературе, физике, спорту, музыке, технике и т.д. Они различаются также по устойчивости, широте и влиянию на деятельность.

Устойчивый интерес ученика к своей будущей профессии вызывает у него активность, творчество, полнее познать и лучше ею овладеть. Развитие интереса к профессии достигается разъяснением ее целей и значения, углубленным изучением теоретических вопросов, включением учеников в рационализаторство и изобретательство, привлечением к изготовлению наглядных пособий. Яркие впечатления и новизна фактов, обстановки влияют на интересы учеников, но не считаются главными в их развитии. Более важным является осмысление материала уроков, самостоятельная умственная деятельность, овладение знаниями. [1]

В работах других ученых интерес рассматривается и как особое, избирательное отношение человека к деятельности, и как мотив действия и деятельности, и как стимул деятельности, а в связи с этим - и как средство обучения. В конечном же итоге интерес в структуре личности выступает как важная форма ее направленности, выражающаяся в активном отношении к миру, в любознательности и пытливости.

Интерес, по своим физиологическим основам ближе стоит к рефлексу цели, чем к исследовательскому рефлексу, так как имеет направленность, устремленность личности. Границы интереса простираются лишь до того момента, где начинается действие. Интерес - психическое состояние, содержащее лишь тенденцию к деятельности, но не ее самое. Интерес поддерживает деятельность, но не содержит ее в себе. Он возникает вследствие воздействия объекта, вызывающего положительное отношение, именно поэтому он содержит в себе и побуждение к деятельности и сопровождает, поддерживает эту деятельность.

Можно выделить два вида интереса: первый - ситуативный, реактивный, эпизодический - примыкает непосредственно к переживанию своего отношения (в данный момент) к предмету. Второй - личностный, инициативный, стойкий - связан с характеристикой личности, ее направленностью.

Важно различать интерес от сходных состояний и видов отношений (потребность, мотив, склонность). Без этого уточнения невозможно ни воспитывать, ни развивать интерес, ни управлять его изменением в процессе генетического и функционального развития.

Потребность как нужда в чем-либо недостающем, отсутствующем, необходимом для поддержания жизни и деятельности может быть удовлетворена различными предметами, после чего она исчерпывается. В последующем могут возникнуть новые потребности, но данная потребность удовлетворена.

Необходимо различать интерес и мотив. Мотив можно понимать как побуждение; под мотивом учения понимать ту отдаленную цель, ради которой человек действует, ради которой достигает знания, умения, навыков.

При наличии интереса к деятельности ее мотив (познание и овладение) совпадает с целью - познать и овладеть этой деятельностью.