1.1 Теоретические аспекты понятия "интересы"
Интерес - проявление положительного, эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление познать его. Интерес обусловлен не только внутренними, но и внешними причинами, то есть качествами и особенностями того, что воспринимается. Интересы бывают разнообразными по содержанию: к литературе, физике, спорту, музыке, технике и т.д. Они различаются также по устойчивости, широте и влиянию на деятельность.
Устойчивый интерес ученика к своей будущей профессии вызывает у него активность, творчество, полнее познать и лучше ею овладеть. Развитие интереса к профессии достигается разъяснением ее целей и значения, углубленным изучением теоретических вопросов, включением учеников в рационализаторство и изобретательство, привлечением к изготовлению наглядных пособий. Яркие впечатления и новизна фактов, обстановки влияют на интересы учеников, но не считаются главными в их развитии. Более важным является осмысление материала уроков, самостоятельная умственная деятельность, овладение знаниями. [1]
В работах других ученых интерес рассматривается и как особое, избирательное отношение человека к деятельности, и как мотив действия и деятельности, и как стимул деятельности, а в связи с этим - и как средство обучения. В конечном же итоге интерес в структуре личности выступает как важная форма ее направленности, выражающаяся в активном отношении к миру, в любознательности и пытливости.
Интерес, по своим физиологическим основам ближе стоит к рефлексу цели, чем к исследовательскому рефлексу, так как имеет направленность, устремленность личности. Границы интереса простираются лишь до того момента, где начинается действие. Интерес - психическое состояние, содержащее лишь тенденцию к деятельности, но не ее самое. Интерес поддерживает деятельность, но не содержит ее в себе. Он возникает вследствие воздействия объекта, вызывающего положительное отношение, именно поэтому он содержит в себе и побуждение к деятельности и сопровождает, поддерживает эту деятельность.
Можно выделить два вида интереса: первый - ситуативный, реактивный, эпизодический - примыкает непосредственно к переживанию своего отношения (в данный момент) к предмету. Второй - личностный, инициативный, стойкий - связан с характеристикой личности, ее направленностью.
Важно различать интерес от сходных состояний и видов отношений (потребность, мотив, склонность). Без этого уточнения невозможно ни воспитывать, ни развивать интерес, ни управлять его изменением в процессе генетического и функционального развития.
Потребность как нужда в чем-либо недостающем, отсутствующем, необходимом для поддержания жизни и деятельности может быть удовлетворена различными предметами, после чего она исчерпывается. В последующем могут возникнуть новые потребности, но данная потребность удовлетворена.
Необходимо различать интерес и мотив. Мотив можно понимать как побуждение; под мотивом учения понимать ту отдаленную цель, ради которой человек действует, ради которой достигает знания, умения, навыков.
При наличии интереса к деятельности ее мотив (познание и овладение) совпадает с целью - познать и овладеть этой деятельностью.
- Вступление
- Глава I. Теоретические особенности понятия профессиональный интерес
- 1.1 Теоретические аспекты понятия "интересы"
- 1.2 Теоретические аспекты понятия профессиональный интерес
- Глава II. Профессиональные интересы учеников 9, 11 классов
- 2.1 Психолого-педагогические особенности учеников 9 классов
- 2.2 Психолого-педагогические особенности учеников 11 классов
- 2.3 Особенности города Нарьян-Мара в формировании профессиональных интересов учеников
- Глава III. Практическая часть
- 3.1 Организация исследования
- 3.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
- Заключение
- 124. Организация производственного обучения учащихся 9-10 классов.
- Расчёт числа учащихся и классов по общеобразовательной школе.
- Расчёт числа учащихся и классов по общеобразовательной школе.
- Профессиональная подготовка учащихся средних общеобразовательных школ.
- 11.2. Обслуживание учащихся в общеобразовательных школах
- 1. 9-Х классов - 369 человек:
- 19.1. Развитие общеобразовательной школы во второй половине 1940 – х -50 – е годы.
- 4. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы (1984 г.) и ее результаты. Развитие советской школы в конце 1980-х гг.
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика