logo
Профессиональные интересы учащихся 9 и 11-х классов общеобразовательных школ города Нарьян-Мара

1.2 Теоретические аспекты понятия профессиональный интерес

За определение понятия "профессиональный интерес" можно взять формулировку Кревневича В.В.: "Под профессиональным интересом, - писал он, - мы понимаем окрашенное положительным эмоциональным тоном отношение человека к определенной профессии, заключающееся в выделении ее из ряда других и стремлении больше узнать о ней". [4]

Между интересами и склонностью много общего, но есть различие. Интересы выражаются формулой "я хочу знать", а склонности можно выразить словами "я хочу делать". Профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями.

Интересы и склонности человека в какой-либо области знаний или практической деятельности не всегда переходят в профессиональные. Они становятся профессиональными только в том случае, если с ними связаны жизненные планы человека. [3]

Основными приемами развития профессионального интереса и склонностей являются: хорошее представление учащимися перспективы развития изучаемой профессии, объекта, их роли в решении народно-хозяйственной задачи; построение процесса обучения на основе проблемного метода; обучение рациональным приемам учебной работы; обязательное и постоянное включение подростков в практическую профессиональную деятельность.

Осознанный интерес к профессии может иметь место там и тогда, где и когда личность осознает свои индивидуальные особенности и их соответствие содержанию, специфике профессионального труда. Все это дает основание рассматривать в качестве предмета профессионального интереса не только содержание, но и специфику профессии.

Однако специфика профессии выступает в качестве предмета профессионального интереса, прежде всего на этапе выбора профессии, то есть задача формирования интереса к профессии должна решаться на этапе школьного трудового обучения, воспитания, в процессе профессиональной ориентации. В процессе профессионального обучения, трудовой деятельности предмет интереса от специфики перемещается на содержание профессионального труда, подростка все более увлекает сам процесс трудовой деятельности.

Можно выделить три уровня развития интереса и профессии.

Первый уровень - агрегативный, когда интерес к профессии преимущественно основан на привлекательности внешних сторон профессионального труда. Интерес на этом этапе как бы зарождается, он диффузный, не локализован на специфическом виде труда. Подростки не имеют опыта профессиональной деятельности, систематизированных профессиональных знаний о данном виде труда, профессиональные функции работника ими еще не полностью конкретизированы.

Второй уровень развития - эссенциональный (сущностный). Интерес к профессии опирается на систематизированные знания о содержании труда (предметы, средства, результаты и процесс труда). Подростки ознакомлены с организацией того или иного вида труда, имеют первоначальный опыт работы.

Третий уровень развития профессионального интереса - когда интерес к профессии перестает в общую профессиональную направленность личности. Профессиональный интерес на этом этапе - это взгляд на содержание своего труда с позиций творчества на основе имеющегося трудового опыта (который является необходимым условием развития интереса к профессии, так как позволяет видеть экономические, технологические, эстетические и другие стороны будущего квалифицированного труда, создает способность его творческого преобразования). [5]

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается мнение родителей оказывает огромное влияние. По методике Е.А. Климова можно выделить 8 факторов выбора.

1. Позиция старших членов семьи.

профессиональный интерес учащийся школа

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг.

Дружеские связи в твоем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов.

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о. тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы.

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности.

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание.

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность.

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности.