Адаптация к обществу выпускников детских домов

дипломная работа

Введение

В последние 20 лет положение детей в России заметно ухудшается. Данные статистики показывают, что растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2012 г. таких детей было около 650 тыс., в 2013 - 670 тыс. Средства массовой информации показывают неутешительные кадры ужасного положения детей, которые по каким-либо причинам оказываются на улице, в плохих условиях закрытого интерната и т.п.

Такой категории - детям-сиротам - традиционно уделялось в социальной работе большое внимание.

Данная тема мало разработана в отечественной литературе, хотя в настоящее время наблюдается возрастание интереса к ней. При этом, в центре внимания подавляющего большинства исследователей (Л.В. Байбородовой, Т.Т. Бурлаковой, Ю.Г. Грачева, Л.Г. Жедуновой, Й. Лангмейера, 3. Матейчика, В.С. Мухиной, М.И. Рожкова, Е.А. Стребелевой, Л.М. Шипицыной и др.) находится анализ условий развития воспитанников детских домов, а проблема социальной адаптации выпускников детских домов скорее только констатируется как результат неблагоприятных условий социализации. Таким образом, выпускники детских домов как бы «выпадают» из поля зрения исследователей. В последнее время резко возросло количество работ, посвященных альтернативным формам воспитания детей-сирот (Т.Т. Бурлакова, Г. Гусарова, И.Ф. Дементьева, Б.А. Куган, Г.В. Семья). В зарубежной литературе проблематика социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей также широко представлена описанием альтернативных форм их воспитания (У. Бюргер, Р. Гюндер, X. Тирш, В. Пост, П. Хансбауер), однако, эти формы в большинстве случаев не могут быть перенесены на российскую действительность. Проблемы адаптации выпускников детских домов следует рассматривать в контексте общих вопросов социальной адаптации, которые раскрываются в работах И.Б. Дермановой, Р.А. Зобова, В.Н. Келасьева, 3.А. Даниловой, Л.Н. Саввы и большого числа других авторов. Сложившийся в рамках теории социальной адаптации понятийный аппарат может быть использован при анализе условий социальной адаптации выпускников детских домов. Тем не менее, ряд исследователей подчеркивает специфику выпускников детских домов как особой категории в обществе и предлагает описание конкретных вариантов решения проблем их адаптации (М.М. Арошенко, И.Ф. Дементьева, И.Г. Жирицкая, В.С. Ильдеркина, Г.С. Курганова, В.М. Никитин, Г.Н. Потапова, Р.А. Расчетина, А.П. Суровцева, О.В. Суковатова, И.А. Яковлева). Однако, во многих работах отмечается односторонность анализа условий социальной адаптации, так как совсем не учитываются факторы среды (ярко выраженный перевес в сторону личностных факторов).

«Переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающемся с реальностью только отдельными сторонами». Многочисленные исследования последних лет показывают наличие серьезных и сложных проблем в социальной адаптации выпускников детских домов.

«Они довольствуются заботой педагогического и обслуживающего персонала, который часто принимает решения, касающиеся дальнейшей судьбы молодых людей, без учета их собственного мнения. Внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, их потребности реализуются без их участия в реализации. Государство берет на себя обязательство по решению основных проблем ребенка: обучение, воспитание, обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым они в реальности оказываются не готовыми». Это касается организации быта, отношения к работе, сохранения своего здоровья, проведения свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей. Жизнь в интернатном учреждении затрудняет дальнейшую социальную адаптацию воспитанников.

Темой данной работы является комплекс проблем, встающих перед выпускниками накануне выпуска из детского дома или интерната.

Проблема, заключающаяся в социальной дезадаптации, неподготовленности к самостоятельной жизни выпускников, доказывает необходимость изучения данной темы.

Известно, что большинство выпускников интернатных учреждений и детских домов не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода из детского дома, выпускники не в состоянии решать многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться с взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права.

Проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы является предметом изучения многих исследователей. На современном этапе развития России общественное сознание переживает радикальные изменения в отношении проблем осиротевших детей, постигая необходимость их социализации, восстановления нарушенных социальных связей ребенка с обществом.

Проблема социальной адаптации выпускников интернатных учреждений рассматривается в работах Н.В. Малукас, Л.А. Полозовой, Н.И. Янушко, Н. Н. Радиной, А.Н. Майорова, О.Е. Лебедева и т.д.

Актуальность темы заключается в том, что особенности жизни в детском учреждении (полузакрытый характер, коллективное проживание, вынужденный круг общения, избыточное педагогическое воздействие, ограничение свободы выбора и принятия решения) затрудняет дальнейшую адаптацию к реальной жизни. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими трудностями и не всегда проходит успешно.

«По статистике, примерно у 8 из 10 выпускников интернатных учреждений и детских домов судьба складывается неблагополучно - они попадают в места заключения, пытаются покончить жизнь самоубийством, не могут найти себе работу и порождают так называемую «вторичную волну сиротства». Не умея сохранить собственную семью, сдают своих детей в те же детские дома, где воспитывались сами».

Целью данной работы является изучить методы исследования уровня подготовки воспитанников детского дома №1 г. Иркутска к самостоятельной жизни, рассмотреть уровень подготовки выпускников детского дома № 1 г. Иркутска к самостоятельной жизни.

Для достижения цели в работе требовалось решить следующие задачи:

- Изучить механизмы регулирования защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- Изучить структуру учреждений, призванных осуществлять заботу о данной категории детей;

- Осуществить анализ имеющихся теоретических представлений о проблемах выпускников интернатных учреждений, в том числе:

проблемы профессионального обучения и трудоустройства;

проблемы социально-бытового плана (в том числе: социально-бытовые навыки, забота о здоровье, распределение финансов, жилье и т. п.);

проблемы социально-психологического характера (взаимоотношения с людьми, создание своей семьи, коммуникативные барьеры во взаимоотношениях с людьми).

- Провести исследование с целью анализа подготовленности воспитанников детских домов к самостоятельной жизни.

- Провести исследование с целью анализа подготовленности выпускников детских домов к самостоятельной жизни.

Объектом работы является процесс подготовки воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни.

Предметом работы являются причины социальной неустроенности детей-сирот после выпуска.

Исследование базировалось на следующих гипотезах: - особенности воспитания детей-сирот в детских домах способствуют выработке у выпускников ряда социально-психологических качеств, препятствующих успешной адаптации в обществе; - личностные качества, сформировавшиеся у детей-сирот, не всегда сказываются деструктивно на эффективности адаптации; некоторые качества несут в себе адаптивные возможности, что способствует нормальной социализации.

При проверке данных гипотез использовались следующие методы: структурированное интервью для изучения социально-психологической адаптации выпускников детских домов; наблюдение за различными аспектами жизни выпускников; опросник "Качество жизни-100"; тест самооценки; тест Хейма (на стратегии совпадающего поведения). Методологической основой стали идеи Лебедева, Майорова и т.д. об основных проблемах выпускников перед стартом; С.В. Ерофеевой: важный аспект адаптации выпускника интернатного учреждения или детского дома в обществе - уровень его подготовки к самостоятельной жизни, а именно социальная и бытовая адаптация;

Эмпирическую основу составляют результаты исследования, проведенного на базе детского дома № 1 г. Иркутска с личным участием автора работы.

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография и приложения.

социальный сирота адаптация интернатный

Делись добром ;)