logo
Процесс глобализации культуры: характер, противоречия, последствия

Классическая социология культуры

  • В настоящей работе при всем желании не удастся рассмотреть всю историю развития научной мысли в области социологии куль-туры. Остановимся на идеях и взглядах некоторых ее представите-лей, чьи концепции составляют основу социологии культуры.
  • Основоположник социологии Огюст Конт процесс развития об-щества рассматривает как «прогресс духа», «прогресс человеческого разума» и говорит о трех стадиях: теологической, метафизической и научной. По мнению Л.Г. Ионина, «система Конта содержит одно-временно две тенденции: объективистскую, связанную с идеей про-гресса социального познания, а поэтому разделяющую общество и культуру, и культурно-аналитическую...». Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. Обе эти тенден-ции присутствуют в дальнейшем развитии социологической мысли. Объективизм проявился в практике как признание объективных об-щественных фактов, существующих вне и независимо от идей, взгля-дов, убеждений, представлений, мировоззрения индивидов. В нашей стране это привело к недооценке личности, подчинению индивиду-альности общественному, к жесткому навязыванию общественных норм и ценностей. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1999. Социокультурный аспект в объективизме представляет Эмиль Дюркгейм.
  • Культурно-аналитическая тенденция наиболее отчет-ливо проявляется в трудах Макса Вебера и Георга Зиммеля. В осно-ву их теории легло учение о ценностях, ставящее своей целью исследовать высшие смыслообразующие принципы. Понятие "цен-ности" употребляется в повседневном обиходе, в политэкономическом и философском смыслах. В нашу задачу не входит показ их целостной социологической концепции, важно раскрыть, как, с их точки зрения, происходит взаимодействие людей с объектив-ными общественными процессами.
  • В основе учения Э. Дюркгейма (1858-1917), создавшего фран-цузскую социологическую школу, лежит концепция так называе-мого социологизма. Согласно этой теории, социальная реальность рассматривается как в корне отличающаяся от биологической и индивидуально-психической и, следовательно, от человеческой субъективности. «Коллективные представления», «коллективное сознание» считаются господствующими над индивидуальным. Э. Дюркгейм в 1894 г. сформулировал свой основной постулат: «Первое и основное правило состоит в том, что социальные фак-ты нужно рассматривать как вещи». А вещь -- это «всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума». Дюркгейм Э. «Ценностные» и «реальные» суждения // Социологи-ческие исследования, 1991, №2. Социальные факты (вещи), по его мнению, существуют вне человека и оказы-вают на него принудительное воздействие. Только подобным обра-зом можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения, связи. К соци-альным фактам он относит, в том числе, коллективные представле-ния и факты психической реальности и имеет в виду их принуди-тельное воздействие на отдельного индивида.
  • Индивид при рождении находит готовыми законы и обычаи, нормы и правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, т.е. социальные факты, функционирую-щие самостоятельно, независимо от него. Они оказывают на него давление, каждый человек испытывает определенное социальное принуждение, например юридических, моральных и других пра-вил. Такое понимание не могло не вызвать споров социологов, поэтому в последующие годы Дюркгейм уточняет свою позицию. Социальные нормы (социальные факты) он стал рассматривать как влияющие на индивидуальное поведение не непосредственно, а через определенные механизмы их опосредования. В качестве таких механиз-мов оказываются ценностные ориентации самих индивидов, когда социальные факты действуют не только принудительно, но и в зависимости от их желательности.
  • Дюркгейм рассматривает структуру общества как совокуп-ность социальных фактов, "внутреннюю социальную среду обще-ства", состоящую из двух элементов. Первый - это материальные и духовные ценности: право, нравы, искусство, которые влияют на социальную эволюцию. Второй - люди как коллективная сила, человеческая среда. Главную свою задачу он видит в том, чтобы объяснить, как эти два элемента внутренней социальной среды влияют на различные социальные процессы. Дюркгейм считал, что нравственные ценности, нормы морали, духовные факторы вообще способны глубоко воздействовать на инди-видуальную сущность человека, расширяя его социальные устремления. Проблемы ценностной ориентации, нравственного идеала, мораль-ных ценностей и сегодня остаются основой французской социоло-гической школы.
  • Культурно-аналитическое направление в социологии представ-ляет немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920). Его концепция "понимания", в отличие от объективизма Э. Дюркгейма, стремит-ся заглянуть за объективную грань видимого, воспринимаемого. Он стремится понять, как устроен этот мир, почему человек вос-принимает его как объективный, почему он кажется не завися-щим от человека, его идей и мнений.
  • Свою социологию Вебер называет «понимающей», поскольку изучает поведение человека, вкладывающего в свои действия субъек-тивный смысл. Действие же обретает характер социального, если «по предполагаемому действующим лицом (или действующими лица-ми) смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него». Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Таким образом, субъективная мотивация, намерение, ориентация на других составляют основу его «понимаю-щей» социологии. Именно они, по Веберу, подлежат изучению как нечто, находящееся между социальным действием и средой. Важно понять, действует ли человек по плану, каков его план, каковы мотивы, какое значение эти действия имеют для него самого.
  • Такая социология не может изучать просто объективность со-циальных явлений. Ее задача -- объяснить саму эту объективность, показать, как она возникает и формируется из действий, субъективно ориентированных по своей природе. Но тогда меняется и само понимание человеческого общества, его уже не следует рас-сматривать как продолжение природы, как объективную реаль-ность, подобную той реальности, которую изучают естественные науки. Оно, общество - «продукт человеческих действий, искусст-венное, созданное людьми явление, т.е., иначе говоря, культур-ный продукт». Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. У Вебера не только общество - культурный продукт, но и человек - культурное существо. Наряду с понятием субъективного смысла действия предметом социального анализа является все многообразие идей, мнений, убеждений, представлений, образов мира. Но понимание никогда не может быть полным, оно всегда приблизительно, даже в ситуациях взаимодействия людей. Социо-лог анализирует социальную жизнь ее участников на основе эмпи-рических сведений. Он имеет дело не только с материальными, но и с идеальными объектами, старается понять субъективные значе-ния, существующие в сознании людей, их отношение к тем или иным ценностям. Как все это понять, если человек не отдает отче-та своим действиям? Чтобы ответить на этот вопрос, Вебер конструирует четыре идеальные модели действия индивидов. Он считает, что социальное действие может быть целерациональным, ценностно-рациональ-ным, аффективным и традиционным. Целерациональное - это иде-альный случай, когда совпадают смыслы действия и действующе-го. Ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей используется в качестве условий или средств дос-тижения своих целей. Ценностно-рациональное действие основано на вере в безусловную, собственную ценность этического, эстети-ческого, религиозного и другого поведения. Социальное действие может быть и аффективным, эмоциональным, т.е. обусловленным актуальными аффектами, чувствами. Традиционное поведение осно-вано на длительной привычке.
  • Первые два типа непосредственно связаны с социологией куль-туры, с пониманием человека как культурного существа. Вебер связывает свои идеальные типы с развитием общества. Он пишет, что в ранних типах общества преобладают традиционные и аффек-тивные действия, а в индустриальном обществе - целе- и ценно-стно-рациональные с тенденцией доминирования первого. Рацио-нализация выступает как всемирно-исторический процесс. Рацио-нализируются хозяйство, экономика, политика, образ жизни людей, их мышление.
  • Концепцию понимания выстраивает и другой немецкий ученый - Георг Зиммель (1858-1918). Основополагающими для его социоло-гии явились понятия формы и содержания. Они нашли выражение в понимании им истории общества как истории психических явлений. Каждое психическое явление рассматривается в двух аспектах:
  • 1) как психический акт (форма), представляющий собой, например, желание, припоминание, утверждение;
  • 2) как то, что в каждом из этих актов желается, вспоминается, утверждается (содержание). Если изолировать последнее от психического акта, то получим, как пи-шет Зиммель, «объективное содержание сознания». Зиммель Г. Философия культуры. М., 1996.
  • Происходит противопоставление формы и содержания, т.е. культурно-исторически обусловленных продуктов человеческого духа, целей, стремлений, потребностей индивидов и культурно-исторических событий, явлений. Задачу социологии он видит не в том, чтобы разделить социальные образования на две части, а в том, чтобы рассмотреть общество как межчеловеческое, межинди-видуальное явление и изучать отношения между индивидами. При этом социология должна стремиться вычленить сферу ценност-ную, т.е. желания, переживания и мотивы, от тех объектов, кото-рые их вызывают.
  • Исследуя отношения между индивидами во всех областях и сферах человеческого существования, он открывает «стилевое един-ство» современного общества. Объективность - вот стиль совре-менной культуры, объективность форм, существующих независи-мо от содержания, отрыв формы от содержания, превращение ее в самодовлеющий фактор. Индивид оказывается отчужденным от объективности человеческого духа.
  • Сравнивая положение в современной ему культуре с тем, что было сто лет назад, Зиммель отмечает, что окружающие нас вещи, машины, приспособления, средства транспорта, продукты науки и техники, произведения искусства стали богаче, разнообразнее, изощ-реннее. Однако индивидуальная культура не демонстрирует особого прогресса, наоборот, налицо свидетельства ее падения. Причиной подобного, на его взгляд, является разделение труда как в произ-водстве, так и в потреблении. На производстве происходит отчужде-ние рабочего от орудий труда, его продуктов и рабочей силы от человека. Для Зиммеля это является скорее культурно-психическим процессом, чем социально-экономическим, означает несоответствие объективной и субъективной культуры. Выделение труда и специа-лизация ведут к возникновению объективного мира вещей, все больше отрывающихся от субъективности производителей.
  • Оба рассмотренные нами направления в социологии - объек-тивистское и культурно-аналитическое развивались в стремлении выделить особенность со-циологии в отличие от естественных наук. При этом одно направ-ление признавало объективные социальные факты, в том числе, коллективные представления, коллективное сознание, что дает возможность рассматривать эту позицию в рамках социологии куль-туры. Другое направление, представленное немецкими учеными, склонялось к психологизму, субъективизму, что особенно ярко выражено в концепции Зиммеля.
  • Интегральная социокультурная система Питирима Сорокина
  • Питирим Сорокин (1889 - 1968) -- крупнейший русский, а за-тем американский социолог. Американцы, безусловно, относят его к числу основателей американской социологии. На исторической родине имя ученого сравнительно недавно запрещалось даже про-износить. Два периода его творчества непохожи друг на друга, но работы интегрируют их, так как все его мировоззрение было про-низано «философией интегрального синтеза». Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1999.
  • П. Сорокин, разработав систему социологии, в сущности высту-пил против предшествующей социологии, изучавшей «психические реальности». Он считал, что «социология должна строиться по типу естественных наук», но в смысле объективности методов, а не тож-дества предметов исследования. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. М., 1994. Освобождение социологии от психологизма и субъективизма возможно, если она будет изучать только акты поведения, доступные наблюдению и из-мерению. При этом социология должна опираться на объективные методы, на измерение и качественные процедуры получения факти-ческого материала. Приемы интроспекции и «понимания» следует признать побочными, вспомогательными методами. В связи с этим он выступил против нормативно-ценностного подхода в социологии (который "должен быть изгнан", ибо при таком подходе объек-тивным мерилом становится сам исследователь, заменяющий изу-чаемые явления собственными представлениями).
  • Центральной в творчестве Сорокина является тема социокультурной динамики, в разработке которой основное понятие - «ценность». Он пишет, что «именно ценность служит основой и фундаментом вся-кой культуры». Там же. В своих работах он дает определение и описа-ние таких понятий, как «культурная интеграция», система культур: идеациональная (умозрительная), чувственная, идеалистическая и смешанная; социальные процессы: их формы, социокультурные флуктуации. Он исследует флуктуации в системе культуры: в сфере искусства, науки, этики и права, соотношение между типами куль-тур и типами личности, почему и как происходят социокультурные изменения. Там же.
  • В широком смысле социокультурным он называет весь этот мир, который создан Человеком. Его составные части обобщенно можно отнести к духовной, материальной и социальной культуре. При этом он использует интегрирующее их понятие «смыслы». Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1999. Духов-ная культура представлена как идеологическая вселенная смыслов, материальная - как их воплощение, социальная культура - как действия и поступки, в которых индивиды и группы индивидов при-меняют эти смыслы. Основными культурными качествами в его социокультурной сис-теме или суперсистеме являются такие понятия, как значение, норма, ценность. Изучение искусства, науки, религии, права и др. приве-ло Сорокина к выводу, что существуют три суперсистемы, отли-чающиеся присущими им ценностями. В истории они периодически сменяют друг друга: идеациональная (умозрительная), идеалистичес-кая и чувственная. Каждая из типов культуры характеризуется следующими признаками:
  • 1) тем или иным пониманием реальности;
  • 2) природой потребностей;
  • 3) степенью удовлетворения потреб-ностей;
  • 4) способом их удовлетворения. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. М., 1994.
  • Каждой суперсистеме свойственны свои детерминирующие культурные качества. В культуре Запада средних веков, которую он называет идеациональной (умозрительной), главной ценностью был Бог, ориентация на трансцендентное (сверхчувственное, потусто-роннее). Появление новых ценностей - чувственности, видимос-ти, слышимости, осязаемости объективной реальности - приве-ло в конце XII в. к распаду этой системы. В соединении с ценностя-ми первого типа они дали новый тип культуры - идеалистический. Он просуществовал до XIV столетия и был переходным. Третий тип культуры - чувственный. Он базируется на эмпирических ценностях, на признании смысла объективной действительности, преобладающими являются ценности материального мира. Суще-ствует еще один, "смешанный" тип культуры. Органически интегрируясь, он эклектически соединяет в себе характеристики всех предыдущих, которые сосуществуют в определенные периоды ис-тории. Этот тип культуры связан с эпохой упадка.
  • Культурную динамику Сорокин видит в циклической смене со-циокультурных типов. Современную ему культуру он относит к «чув-ственному» типу, но констатирует ее кризисное состояние, обус-ловленное переходом от одного типа к другому. Им предлагается нравственно-религиозное возрождение, переход к новой, более творческой «умозрительной» культуре и разрабатывается целая программа преобразования системы ценностей, значений, норм.
  • Всякая социокультурная система, по Сорокину, - это тво-рение человека. Но и сам человек является существом интеграль-ным, продуктом социокультуры, усвоившим определенные цен-ности. Любой человек вписан в социокультурную систему. Люди вступают в систему социальных отношений под влиянием бессоз-нательных (рефлекторных), биосознательных (чувство голода, жаж-ды) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуля-торов. При этом бессознательное и биосознательное контролиру-ется и регулируется социосознательным.
  • Любое общество можно понять и описать лишь через призму присущей ему системы цен-ностей, значений, норм, которые составляют единовременное культурное качество. Оно проявляется во всех сферах человеческой деятельности, порождая образцы культурной жизни. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1999.
  • Сорокин делает вывод Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. о том, что с помощью социоэмпирических исследований культурных качеств (значений, ценностей, норм), скрытых в социосознании индивидов и проявляющихся в их деятельности, можно обнаружить периоды человеческой исто-рии, отличные друг от друга, т.е. различные цивилизации. Таким образом, он разработал цивилизационную теорию, в которой социокультура и цивилизация оказываются синонимами. В современной социологической теории наметилась тенденция чет-кого разграничения этих двух понятий, что во многом обусловле-но новыми качествами, характеризующими исторический прогресс.