logo
Процесс глобализации культуры: характер, противоречия, последствия

Социологическая концепция культуры: современный взгляд

Учитывая последние достижения отечественной и зарубежной научной мысли относительно социологического видения культу-ры, можно сформулировать ряд тезисов, на которые сегодня опи-раются в своем научном поиске практически все современные ученые. Некоторые из них таковы.

  • 1. Культура возникает в результате деятельности людей и в силу этого факта является продуктом функционирования и развития социума как системы. Она отражает (и выражает) деятельное, субъек-тивное начало, присущее человеку как роду.
  • 2. Культура социальна по своей природе и вне общества существовать не может, точно так же общество не может существовать
    без культуры. Постоянно видоизменяясь, социальная система про-дуцирует исторически преходящие формы культуры, культурно-
    творческой деятельности, системы культурных ценностей и норм,
    поэтому культура исторична, как историчны любые социальные
    феномены.
  • 3. Исторические формы культуры, в которых она предстает пе
    ред взором исследователя, отнюдь не означают отсутствия у культу-
    ры признака целостности. Видоизменяясь, она сохраняет свое смы-словое ядро, которое и обеспечивает ее качественную определен-ность, постоянство, преемственность при переходе с одной стадии
    развития общества на другую.
  • 4. Аналогично существующим обществам, отличающимся друг от друга уровнем экономического развития, сложившейся полити-ческой организацией, установившимся политическим режимом, формами социального контроля, пройденным историческим путем, главенствующей религией и т.д., существуют и различные культуры. Говоря другими словами, мировая культура представляет собой "мир культурных миров", где культуры разных народов находятся в процессе постоянного взаимодействия.
  • 5. Процесс взаимодействия культур весьма сложен и противоре-чив. В ходе взаимодействия различных культур сплошь и рядом
    возникает ситуация, когда происходит не эквивалентный обмен
    ценностями, ведущий к взаимообогащению культур, а подавление
    одной культуры другой. Взаимосвязь и взаимовлияние культур существовали всегда, однако сегодня, когда возникло единое информационное простран-ство, когда в результате появления принципиально новых средств передвижения стали доступны самые отдаленные уголки мира, когда возник ряд международных организаций, взявших на себя функции орга-нов управления и контроля за отдельными аспектами человеческого бытия (ООН, ЮНЕСКО), взаимодействие культур прибрело ряд специфических черт.
  • 6. Предельно обострилась проблема сохранения культурной идентичности, выдвинувшаяся на первый план в социо-логии культуры. Культура любого общества представляет собой сложную систему, где в качестве элементов можно выделить разные культуры: этническую; национальную; массовую; элитарную т т.д. Нельзя оставить без внимания культуру жителей села, города, мегаполиса и т.д.
  • 7. В классовом обществе, где различаются виды труда, размеры
    и формы его оплаты, общественные богатства, которые присваиваются тем или иным социальным группам, образ жизни различных
    классов и слоев и т.д., существуют также различные культуры:
    крупной буржуазии; мелкой буржуазии; наемных работников, в том
    числе и "пролетариев умственного труда"; деклассированных элементов (маргиналов), не идентифицирующих себя ни с одной социально-классовой группой. Наличие культур различных классов и слоев, а также культур социально-профессиональных и социально-демографических групп в культуре общества вовсе не означает, что нельзя говорить о русской, немецкой, французской, итальянской и других националь-ных культурах. Своеобразие любой национальной культуры прояв-ляется: в языке; традициях; обычаях; особенностях религиозного, философского, научного сознания; выборе форм проведения досу-га; организации процесса труда; существующих представлениях о прекрасном и безобразном, допустимом и недопустимом с точки зрения этических норм; сложившемся образе жизни; представлени-ях о взаимосвязи личности и общества, общества и государства и т.д. Высшие достижения национальной культуры входят в набор ценностей мировой культуры. Более того, национальная культура, как писал И.О. Лососий, «приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достояни-ем всего человечества...». Шендрик А.И. Социология культуры: Учебное пособие для студентов. М., 2005.
  • 8. Исходя из того, что культура - это результат человеческой деятельности, а человеческая деятельность в реальности, в зависимости от предмета, результата и самого процесса деятельности, выступает как деятельность экономическая, политическая, правовая, эстетическая, моральная, научная, образовательная и т.д., представляется возможным вести речь о культуре экономической, политической, правовой, моральной, эстетической, научной, философской и т.д. Выделенные виды культуры - это элементы системы культуры, которые находятся в сложной взаимосвязи. Раскрытие этой системы взаимосвязей представляет одну из важнейших задач, которая должна ставиться и решаться в ходе социологического исследова-ния культуры того или иного общественного субъекта.
  • 9. Развитие культуры возможно только тогда, когда существует преемственность культурных ценностей и способов культурно-творческой деятельности. В том случае, если связь между данным и прошлым состоянием культуры отсутствует, нельзя говорить о культурном прогрессе, ибо его непременным условием является наличие "связи времен". Любая культура имеет, образно говоря, мощную корневую систему, уходящую в отдаленные исторические пласты. Если они отсекаются, то возникают реальные предпосыл-ки для умирания той или иной культуры, подавление данной культуры иной, более мощной и не утратившей своих историче-ских корней. Влияние культуры прошлого на состояние культуры настоящего и будущего далеко неоднозначно. С одной стороны, это приводит к более объективной оценке возникающих новаций в культурной жизни, с другой - способствует закреплению отживших традиций, обычаев, создает предпосылки для нигилистического отношения к новым культурным образцам. Преемственность культуры не есть только процесс активного использования новыми поколениями того духовного богатства, кото-рое было накоплено их предшественниками. По своей сути, преемст-венность - это процесс диалектического отрицания, в ходе которого не только сохраняются, но и отбрасываются те или иные культурные ценности, отвергаются нормы, переставшие играть регулятивную роль, переосмысливаются достижения предыдущих эпох. Благодаря преемственности, сохраняется самое ценное, самое значимое из культурного наследия, оставленного нашими предшественниками, и прежде всего то, что имеет важное значение для нового поколения. В зависимости от наличных общественных потребностей постоянно происходит переосмысление культурного наследия предыдущих ис-торических эпох: из тьмы забвения извлекаются одни культурные ценности, другие, перестав быть актуальными, исчезают с историче-ской сцены до той поры, пока не сложатся соответствующие истори-ческие условия. Особенно интенсивно этот кругооборот культурных ценностей происходит в период кардинальной ломки сложившейся системы общественных отношений, на "грани веков", в период формационных или цивилизационных катаклизмов.