Психологические методы в социальной работе
1.1 Социальная работа как область научного знания
Как и любая другая деятельность, социальная работа на определенном этапе своего развития становится предметом теоретического осмысления, имеющего своей целью установление того, что она собой представляет. Результатом такого осмысления является знание, относящееся к области науки. Так и социальная работа сегодня существует не только в виде профессии, но и в виде научного знания.
Социальная работа - это научная, учебная и практическая деятельность, направленная на выработку и теоретическую систематизацию знаний и умений, их передачу и усвоение с целью решения проблем удовлетворения социально гарантированных и личностных потребностей и интересов различных, прежде всего, социально уязвимых групп населения, создания условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей групп (и слоев) или отдельных личностей к социальному функционированию Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-Ф, 2012. - С. 18.
Теория социальной работы - это область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивидом, семьей или общностью в ситуациях нарушения социального функционирования Басова, В.М. Социальная работа: учебное пособие / В.М. Басова, Н.Ф. Басов, С.В. Бойцова. - М.: Дашков и К, 2008. - 364 с..
Объектом исследования теории социальной работы являются социальные явления, процессы и отношения, а предметом - закономерности социальной деятельности и тенденции их изменения под влиянием психолого-педагогических, экономических и управленческих факторов, воздействующих на реализацию и защиту социальных прав и свобод в обществе Жуков, В.И. Введение в профессию: Социальная работа / В.И. Жуков. - М.: Издательство РГСУ, 2011. - С. 131.
Таким образом, социальная работа изучает конкретные социальные процессы и явления, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, конкретной социальной группе или общности, происходящие под воздействием деятельности социальных служб.
Иными словами, в центре внимания социальной работы как области знания находится профессиональная помощь нуждающимся, т.е. деятельность самих социальных работников.
Закономерности социальной работы определяют существенные, устойчивые и повторяющиеся связи, проявляющиеся при взаимодействии субъекта и объекта социальной работы, обусловливающих характер и направленность ее влияния на развитие конкретных социальных явлений, процессов и отношений Там же. С. 132.
Закономерности социальной работы можно разделить на две группы (по В.И. Жукову):
1) Закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы;
2) Существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности и их диалектика.
Среди основных закономерностей социальной работы исследователи выделяют:
- Взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;
- Обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности разных групп, общностей, индивидов;
- Зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества.
Что же касается принципов теории социальной работы, то, исходя из того, что социальная работа является универсальным видом деятельности и связана органично с комплексом других наук, можно выделить несколько основных групп (по П.Д.Павленку):
а) общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизме их взаимодействия (принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития и др.);
б) социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства (единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм её содержания и методов, законность и справедливость деятельности социального работника);
б) организационные принципы (социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей);
в) психолого-педагогические принципы (выбор средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур, целенаправленность и адресность социальной работы).
Помимо этого, специалисты выделяют еще и ряд специфических принципов социальной работы, определяющих основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению (принцип универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования профилактической направленности, клиентоцентризма, конфиденциальности и пр.) Жуков, В.И. Введение в профессию: Социальная работа / В.И. Жуков. - М.: Издательство РГСУ, 2011. - С. 133-134.
Понятийно-категориальный аппарат социальной работы включает в себя как понятия, выработанные в процессе развития данной науки, так и понятия других научных дисциплин. То же касается и методов социальной работы, которые включают в себя методы других социальных наук (социологии, психологии и др.). Это эмпирические методы (наблюдение, опрос), методы обработки информации (напр. биографический), методы теоретического анализа (контент-анализ, системный подход) и другие Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-Ф, 2012. - С. 21.
Таким образом, мы видим, что социальная работа сегодня перестает быть только профессиональной деятельности. Она перерастает в деятельность научную, а также в учебную дисциплину. Все больше появляется научных журналов и учебных пособий по социальной работе (например, «Российский (ныне - Отечественный) журнал социальной работы», «Вестник благотворительности» и др.), организаций (Российская ассоциация работников социальных служб, Ассоциация коллективов вузов и школ социальной работы) и кафедр, которые осуществляют подготовку социальных работников. Все это в своей совокупности говорит о том, что социальная работа продолжает развиваться во всех направлениях: как в практическом, так и в научно-теоретическом.