1.2 Проблемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений
«Переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающемся с реальностью только отдельными сторонами». Многочисленные исследования последних лет показывают наличие серьезных и сложных проблем в социальной адаптации выпускников детских домов.
Жизнь в современном меняющемся мире требует постоянных адаптационных усилий от всех членов общества. «Ограничения в финансировании профессионального обучения и недостаточность мер поддержки выпускников сиротских учреждений делают переход к самостоятельной жизни для них очень контрастным. Уходя из детского дома, бывшие воспитанники часто оказываются один на один с проблемами, о существовании которых они и не подозревали, живя в мире учреждения» [10, с. 92].
Термин «социальная адаптация (от латинского adaptatio - приспособить) - процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособление к окружающей среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально - психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам»[19, с. 16].
«Традиционные подходы к организации жизни, воспитанию и обучению детей-сирот в существующих образовательно-воспитательных учреждениях сегодня не удовлетворяют изменившееся общество, очень большой процент выпускников интернатных учреждений оказывается в состоянии социальной дезадаптации» [25, с. 26].
«Факты свидетельствуют: из одной тысячи сирот лишь 6 % поступает в средние специальные учебные заведения, только 300-400 человек ежегодно получают полное среднее образование, единицы оказываются в вузах. В целом по России 30 % выпускников этих учреждений становятся бомжами, 20 % пополняют ряды преступников, 10 % заканчивают жизнь самоубийством. Но даже те, кто не входит в эти статистические данные, как правило, с трудом могут, покинув стены сиротских учреждений, самостоятельно адаптироваться к жизни в обществе, найти в ней свое место, устроить быт, создать семью»[8, с. 19-23].
Известно, что большинство выпускников интернатных учреждений или детских домов не могут успешно адаптироваться в самостоятельной жизни. После выхода из интерната выпускники не в состоянии решать многие проблемы, с которыми им приходиться столкнуться в реальной жизни ежедневно без поддержки взрослых. «Опыт показывает, что даже лучшие интернатные учреждения и детские дома не в состоянии подготовить ребёнка к полноценной самостоятельной жизни (развить достаточные навыки самолюбия, зрелость и самостоятельность, волю выпускников). Многие из них становятся лёгкой добычей криминального мира, пациентами нарко- и психо-диспансеров. Даже те из них, кто имеет различные способности и таланты, не находят себе достойного применения в дальнейшей жизни».
Существуют причины, которые трудно преодолеть в системе общественного воспитания. «Материнская и социальная депривация, дефицит общения со значимым взрослым, отсутствие отношений принятия, коллективные методы воспитания с недостаточным делегированием персональной ответственности и другие особенности воспитания в сиротском учреждении приводят к искажению, нарушению взаимодействий ребенка с социальной средой. Опыт педагогов, работающих в этих учреждениях, данные психологических и других научных исследований показывают, что при выходе из стен учреждения бывшие воспитанники часто оказываются плохо приспособленными к самостоятельной жизни» [27, с. 11].
Явление сиротства и существующая система воспитания порождают следующие психологические особенности воспитанников в старшем возрасте:
1) повышенная тревожность и фрустрированность;
2) сниженная самооценка, непонимание своего внутреннего мира;
3) повышенная зависимость, несамостоятельность;
4) несформированность умения строить социальные отношения;
5) значительные трудности в управлении своей жизнью и ее планировании и мн. др. [27, с. 13].
Таким образом, имеется необходимость в существовании особой системы сопровождения процесса социальной адаптации выпускников детских домов и других интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.
Интенсивный поиск эффективных форм поддержки данной категории молодежи связан в основном с проектированием и апробацией новых моделей постинтернатной адаптации. Элементы указанной системы уже существуют на практике.
Итак, существуют объективные показатели неадекватной социальной адаптации выпускников интернатных учреждений после выхода их из стен заведения.
- Введение
- Глава 1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, и выпускники интернатных учреждений, как объекты социальной работы
- 1.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- 1.2 Проблемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений
- 1.2.1 Проблемы профессионального обучения, трудоустройства и трудовой адаптации
- 1.2.2 Социально-бытовые проблемы
- 1.2.3 Социально-психологические проблемы
- Глава III. Технологии социальной работы с выпускниками детских домов
- 3.2 Исследование эффективности социальной адаптации выпускников детских домов на примере детского дома музыкально-художественного воспитания № 5 им. Винокуровой н.Н.
- 3. Опыт деятельности музыкально-художественного воспитания № 5 им. Винокуровой н.Н. В процессе социальной адаптации выпускников детских домов
- Социальная постинтернатная адаптация воспитанников Сухоложского детского дома
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Пояснительная записка к Программе «Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в современном обществе»
- Технологии социальной работы с выпускниками детских домов.
- Глава II. Этапы работы с выпускниками детских домов