Адаптация к обществу выпускников детских домов

дипломная работа

1.2.1 Проблемы профессионального обучения, трудоустройства и трудовой адаптации

Перед подростками, заканчивающими обучение в 9-ом классе общеобразовательной школы или школы-интерната, возникает проблема выбора завершения своего образования. Решая эту проблему, подросток неизбежно задумывается и о дальнейших планах своей жизни, то есть задумывается уже о выборе профессии, образовании и т. д.

Ситуация складывается таким образом, что «дети-сироты часто оказываются ограничены в получении школьного образования, многие из них не могут учиться в обычной школе».

Считается, что выпускники школ-интернатов имеют невысокий образовательный уровень, что существенно ограничивает их профессиональный выбор. Здесь оказывают влияние несколько факторов:

- на момент поступления в учреждение большинство из этих детей («социальных сирот») отличается педагогической запущенностью - многие имеют перерывы в учебе и отстают от своих сверстников в освоении школьной программы в среднем на 1-2 года;

- отягощенная наследственность, хронические заболевания, наличие различных форм отклонений в физическом, психическом и умственном развитии этой категории детей;

- низкая ценность образования в представлениях социального слоя, представителями которого являются родители данных детей;

- стереотипы восприятия педагогами данной категории детей относительно низких уровней способностей и возможностей детей - часто происходит наложения данного стереотипа на плохое поведение воспитанника, в результате чего ребенку ставится «диагноз», в соответствии с которым он может рассчитывать только на обучение по коррекционной программе, при этом вообще теряя интерес к учебе [7, с. 45];

- принятая в социуме установка на низкий социальный статус детей-сирот, которую поддерживают и сотрудники детских домов, общество в целом и сам ребенок - согласно теории стигматизации (по И. Гофману) «люди рано или поздно начинают вести себя в соответствии стой ролью, которую определило им общество.

«Общество не ждет от таких детей чего-то экстраординарного, ребенку не прививают стремления достигнуть значительных высот в различных профессиях, из-за этого дети не стремятся получать престижные профессии, считая, что «это не их уровень» [15, с. 55].

Таким образом, «указанные выше факторы в совокупности приводят к тому, что для большинства из этих детей остается реальным только один путь - получить начальное или среднее профессиональное образование». [7, с. 58].

Возможности подростка-сироты как субъекта формирования своих профессиональных планов значительно снижаются под воздействием распределительной системы, действующих в сиротских учреждениях и ограничивающих спектр выбираемых профессий. В настоящее время у руководителей детских домов прослеживаются две стратегии действия в отношении дальнейшего устройства своих выпускников: либо продолжается жесткая ориентация на тот или иной тип среднего профессионального образования, либо большинство учащихся вынуждены самостоятельно делать выбор.

Как правило, детские дома выбирают первую стратегию, причем выбор обычно падает на те образовательные учреждения, с кем имеются негласные соглашения, а во многих случаях на те училища, где имеется возможность проживания детей-сирот. В большинстве случаев имеет место автоматическое зачисление воспитанников детских домов в конкретные профессионально-технические училища. Причем выбор специальностей в этих училищах чуть ли не стандартен: столяр, маляр-штукатур, слесарь, швея [7, с. 60].

«Выпускники школ-интернатов и детских домов ограничены в возможностях поступления в высшие учебные заведения, несмотря на имеющиеся льготы. Проблема состоит не только в том, чтобы поступить в учебные учреждения, но и в том, чтобы адаптироваться и удержаться в них. Причины, обуславливающие то, что молодые люди не оканчивают учебу, различны:

- нет возможности продолжить учебу из-за семейных обстоятельств;

- трудно освоить учебную программу;

- не хватает материальных средств для продолжения обучения;

- проблема жилья - нет общежития при выбранном ВУЗе и т.п.» [7, с. 64].

«Подростки, которые устраиваются на работу сразу после выпуска из интернатного учреждения, имеют обычно узко квалифицированные профессии, которые они освоили в интернате, либо занимаются низко квалифицированной деятельностью. Причин, объясняющих такое положение, обычно две: необходимость «добычи» средств существования и нежелание продолжать обучение, считая это бессмысленным времяпрепровождением. Как правило, трудоустройство этого контингента происходит только через «личные связи» [14, с. 76].

Достаточно сложна проблема трудоустройства и тех, кто закончил профессиональное учебное заведение. «Число устроившихся на постоянную работу сразу после выпуска из такого учебного заведения невелико - около 19%, год-два уходит на то, чтобы найти постоянное место работы. Данная проблема связана с тем, что на момент окончания училища у него мало профессиональных знаний, недостаточная квалификация, совсем нет опыта работы и много амбиций, связанных с возрастом» [7, с. 87].

«Трудности с устройством на работу провоцируют молодых людей после окончания одного ПТУ или техникума идти учиться в другой, чтобы еще три года получать пособие от государства. Другая ситуация, которая тоже имеет место в жизни, связана с тем, что молодые люди после окончания учебного заведения встают на биржу труда и получают достаточно большое (по сравнению с другими категориями граждан) пособие по безработице. Отсюда следуют отказы от предлагаемых вакансий» [7, с. 88].

Кроме самого факта трудоустройства возникают и другие проблемы, связанные непосредственно с его отношением к труду вообще и конкретной работе, а также с адаптацией в трудовом коллективе.

Причины неудовлетворенности работой у выпускников интернатных учреждений, которые часто провоцируют уход с работы, часто связаны с тем, что отсутствует навык систематической работы, нет ответственности за выполняемую работу, нет желания реализовывать себя в профессиональной деятельности, имеет место привычка к пошаговому контролю и принуждению к труду со стороны взрослого человека [10, с. 68].

Многие исследователи отмечают тот факт, что выпускники интернатных учреждений часто бросают работу из-за конфликтных ситуаций, которые сами же и создают. Называют следующие причины возникновения конфликтов на рабочем месте (Г.В. Семья, С.А. Левин, А.И. Панов, Н.Н. Юдицева):

- не понял, что сказали, не знает, как выполнить требование (не умеет объяснить причину непонимания, боится переспросить, уточнить);

- проспал, боится объяснений, прогуливает, бросает работу;

- заболел, не знает, что нужно обратиться в поликлинику и взять больничный лист;

- не справляется с заданием из-за его сложности, монотонные операции вызывают раздражение;

- не умеет воспринимать критику относительно себя, боится услышать в свой адрес недоброжелательные слова, порицание;

- трудно привыкает к новым людям, болезненно переживает свое отличие от других;

- не умеет работать самостоятельно (не стремится реализовывать себя в труде);

- низкая работоспособность, быстрая утомляемость [7, с. 90].

Таким образом, можно выделить ряд проблем профессионального обучения и трудоустройства выпускников интернатных учреждений:

1. ограниченные возможности выбора профессионального обучения, обусловленные преимущественно невысоким качеством общего образования;

2. ограниченные возможности выбора профиля подготовки в профессиональное училище, обусловленные организационными трудностями и неспособностью руководителей интернатных учреждений реагировать на новую ситуацию на рынке труда;

3. низкий уровень конкурентоспособности выпускников сиротских учреждений на рынке труда, обусловленный невысоким качеством их профессиональной подготовки и неспособностью самостоятельно решать проблемы взаимоотношений в производственном коллективе;

4. нежелание работать по специальности.

Делись добром ;)