Глава 2.«Система социальной защиты пожилых людей в Российской Федерации»
В России, как и во всем современном мире, постоянно увеличивается число людей пожилого возраста. По классификации населения в возрасте от 60 до 74 лет относится к пожилому, от 75 до 89 лет к старшему, а 90 лет и старше к долгожителям. Численность пожилых россиян превышает 30 миллионов человек, и год от года это число увеличивается. Доля граждан старшего поколения в составе населения России составляет 20,7 %.
На 1000 человек трудоспособного возраста приходится почти 349 человек старше трудоспособного возраста. Доля людей пенсионного возраста превысила долю детей до 16 лет. Такой высокий процент пожилых людей в общей численности населения сохранится еще долгие годы.
Прогнозные предположения указывают на необходимость принципиальных решений и целенаправленных действий в интересах граждан пожилого возраста, в первую очередь - по упрочению их социальной защищенности.
Уровень цивилизованности общества ставится в прямую зависимость от того положения, которое занимают в обществе старики, инвалиды и дети. Совершенно очевидно, что от меры, глубины и последовательности решения проблем пожилых людей зависит будущее страны, и устойчивое социальное развитие.
Демографические и социальные изменения, происходящие в большинстве стран мира со второй половины 20 столетия и связанная с ним возрастная динамика, вызвали необходимость изменения социальных приоритетов развития человечества в сторону старших возрастных групп, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.
Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России. Так, в 2000 году численность пожилых людей составляла 30,2 млн.человек. характерно, что за последние 20 лет (со времени всеобщей переписи 1979 года)численность престарелых увеличилась более чем вдвое, в то время как численность населения России увеличилась лишь незначительно.
В настоящее время пожилые люди стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Уровень малообеспеченности растет с каждым месяцем, а доходы пожилых граждан остаются практически одни и те же. Смысл социальной работы - социальная реабилитация, действительное восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми, превращении пожилого человека из объекта (клиента) в субъекта. Надо не только давать пожилому человеку, но и помогать ему продолжать отдавать себя, чтобы он чувствовал определенную стабильность, ощущал оптимизм и надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается нужным.
Система социальной защиты пожилых людей в Российской Федерации базируется на основополагающих нормах Конституции, гарантируется законодательством. Среди основных нормативно-правовых документов можно назвать следующие: прежде всего, Федеральные Законы «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «Об основах социального обслуживания населения в РФ», законы Саратовской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов Саратовской области», «О мерах социальной поддержки реабилитированных граждан и лиц, пострадавших от политических репрессий» и т.д.
Большое значение для реализации прав пожилых людей, ответственности государства, государственных и благотворительных организаций, общественных организаций имеет Целевая программа «Старшее поколение», которая затрагивает наиболее острые проблемы пожилых людей, связанных с неудовлетворительным состоянием здоровья, бедностью и одиночеством. Цель программы - создание условий для повышения качества жизни пожилых людей, на основе развития сети и совершенствования деятельности учреждений социального обслуживания, обеспечение доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых услуг, внедрение новых стратегий, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества. Управление социальной защиты населения, социозащитные учреждения, расположенные на территории БМО, являются непосредственными исполнителями вышеназванных законов.
В управлении социальной защиты населения состоят на учете следующие категории пожилых граждан:
-Ветераны труда -Инвалиды -Инвалиды ВОВ -Участники ВОВ -Граждане, имеющие категорию «Последний военный призыв» -Труженники тыла -"Жители блокадного Ленинграда" -Вдовы погибших и умерших ИОВ -Жертвы политических репрессий -Несовершеннолетние узники фашизма -Долгожители (90 и более лет) -Супружеские пары, прожившие в браке 50 и более лет |
25696 10325 182 778 164 5552 40 1290 603 90 403 314 |
Главная проблема каждого из них, если не считать инвалидность, тяжелую болезнь - это проблема невостребованности, нереализуемый потенциал, ощущение или опасение собственной ненужности. А ведь пожилой человек - носитель житейской мудрости, которая есть знания плюс опыт.
Управление социальной защиты населения, реализуя право граждан на льготы в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О статусе военнослужащих», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», «О социальной защите граждан, пострадавших от политических репрессий» и иными нормативно-правовыми документами, регулярно осуществляет процесс содействия в предоставлении установленных отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, а также производит начисление и выплату компенсаций и социальных пособий.
С целью социальной реабилитации и интеграции граждан старшего поколения в обществе на территории Балаковского муниципального образования ежегодно проходят мероприятия, посвященные знаменательным и памятным датам, таким как День Победы, День пожилого человека, День инвалида и др.
Достичь положительных результатов в решении проблем социальной поддержки старшего поколения невозможно без тесного взаимодействия всех наших структурных подразделений совместно с различными организациями социальной сферы нашего города в интересах пожилых людей является активный обмен информацией, ресурсами и технологиями, организация совместной работы.
В каком же направлении должны работать все наши структуры? Во-первых, строить свои взаимоотношения с другими организациями на основе доброжелательности, ориентированности на интересы людей, обратившихся к нам за помощью, с учетом возможности и назначения этих организаций и непротиворечивости их деятельности к кодексу этики; во-вторых - придерживаться своих обязательств, данные взаимодействующим организациям и добиваться выполнения их собственных обязательств, оберегать рабочую атмосферу в коллективах, придерживая приемлемые условия для деятельности каждого сотрудника.
Так же необходимо постоянно помнить, что, в свою очередь, граждане пожилого возраста имеют право на:
- уважительное и гуманное отношение со стороны работников управления, учреждений социального обслуживания;
- информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
-защиту своих прав и законных интересов в судебном порядке.
Степень уважения к гражданам старшего поколения выражается теми условиями жизни, которое общество может им представить: размером пенсий, качеством жилья, уровнем здравоохранения, комфортностью услуг. Необходимо понимать, что пожилые люди - одна из самых больших социально-демографических групп, их материальная неустроенность может отрицательно влиять на социальную стабильность общества. Пожилые люди должны рассматриваться как позитивный фактор, а не как бремя. Современное понимание этой проблемы должны соединять в себе как идею полноправного участия пожилых граждан в жизни общества, так и заботу об их благополучии со стороны государства. Когда люди старшего поколения играют активную, творческую и полезную роль и чувствуют заботу о себе, младшие поколения видят, что их может ждать в будущем.
- Введение
- Глава 1 «Нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление мер социальной защиты пожилым людям»
- Глава 2.«Система социальной защиты пожилых людей в Российской Федерации»
- Глава 3. «Основные направления социальной политики в отношении ветеранов»
- Глава 4. «Межведомственное взаимодействие в вопросах социальной поддержки граждан пожилого возраста»
- Глава 5.« Система предоставления мер социальной поддержки гражданам пожилого возраста»
- Глава 6. «Нормативно-правовая база, регулирующая систему мер социальной поддержки гражданам пожилого возраста в Саратовской области»
- Глава 7. «Реализация мероприятий по совершенствованию системы предоставления мер социальной поддержки гражданам пожилого возраста в Балаковском районе»
- 2.2 Порядок предоставления мер социальной поддержки
- 2.1 Особенности медико-социальной реабилитации граждан пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания
- 5. Направления совершенствования организации социально-реабилитационной работы с лицами пожилого возраста
- 39.Принципы социальной работы с пожилыми людьми и основные аспекты социальной поддержки пожилых людей.
- 2.3 Организация основных мер социального обслуживания граждан пожилого возраста
- 1.3. Основные направления и механизмы реализации государственной социальной политики в отношении лиц пожилого возраста
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Глава III. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов
- 4.4.Развитие социальной поддержки населения