Реализация мероприятий по совершенствованию системы предоставления мер социальной поддержки гражданам пожилого возраста в Балаковском районе

курсовая работа

Глава 6. «Нормативно-правовая база, регулирующая систему мер социальной поддержки гражданам пожилого возраста в Саратовской области»

Постоянное возрастание доли пожилых людей во всем населении становится влиятельной социально-демографической тенденцией практически всех развитых стран.Такой процесс обусловлен двумя причинами. Во-первых, успехи здравоохранения, взятые под контроль ряд опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей, которая сегодня в развитых странах приблизилась к 80 годам, а для женского населения превысила этот показатель. Поэтому возможность дожить до очень преклонных лет стала массовой. С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных одной женщиной за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.

Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчужденности, как восполнить дефицит общения, как удовлетворить его потребности и интересы - эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира.

Кроме того, факторами, тревожащими граждан старшего поколения, являются изменения системы ценностей, отказ от норм и представлений, с которыми они прожили всю свою жизнь, дефицит востребованности, ограниченность общения, как с членами собственных семей, так и с ближайшим социальным окружением.

Все это обусловливает необходимость формирования и развития государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения, которая путем комплексного решения существующих проблем может обеспечить им социально приемлемый уровень жизни, доступность и высокое качество базовых социальных услуг, активное долголетие, необходимую социальную поддержку.

Отсутствие социальной защищенности пожилых людей стала причиной пристального внимания государства к проблемам старшего поколения. 22 августа 2004 года принят Федеральный закон № 122, на основании которого были внесены изменения в целый ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы социальной защиты населения. 22 декабря 2004 года Саратовской областной Думой был принят ряд законов, регулирующих право граждан пожилого возраста на различные меры социальной поддержки («О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Саратовской области», «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», в ред. Законов Саратовской области от 01.08.2005 N 77-ЗСО, от 26.06.2006 N 69-ЗСО, от 06.03.2007 N 24-ЗСО).

В дополнение к ним 31.10.2005 года постановлением Правительства Саратовской области № 367-П был утвержден «Порядок ежемесячных денежных выплат на оплату проезда городским транспортом и пригородным автомобильным транспортом общего пользования, ежемесячного возмещения расходов по оплате местной телефонной связи и ежемесячного возмещения расходов за пользование радио отдельным категориям ветеранов в Саратовской области» и № 366-П "Порядок ежемесячных денежных выплат на оплату проезда городским транспортом и пригородным автомобильным транспортом общего пользования, ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи и ежемесячного возмещения расходов за пользование радио, возмещения расходов на установку телефона, проезд междугородними видами транспорта, погребения лиц, подвергшимся политическим репрессиям, в Саратовской области». Под действие принятых законов в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" с установлением мер социальной поддержки попали самые большие льготные категории (ветераны труда, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, лица, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.

Система предоставления мер социальной поддержки пожилым гражданам в Саратовской области

Во все времена отношение к пожилым гражданам являлось показателем нравственного здоровья общества. На территории Балаковского муниципального сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования системы социальной поддержки данной группы, разработаны подходы к решению их проблем, сформированы основные направления оказания социальной помощи, адресованной пожилым гражданам. Долотин Б. Для людей старшего поколения. Социальная защита 1999.№7 С.32

2005 2007

Анализ численности граждан, воспользовавшихся мерами социальной поддержки по 66-ЗСО,67-ЗСО от 22.12.2004 года

2005год- ВТ-17053 чел.,ТТ-4130чел., реабилитированные-447чел.

2007год -ВТ-16550 чел.,ТТ-3816 чел., реабилитированные-439чел.

Система социальной поддержки пожилых граждан, действующая на территории Балаковского муниципального образования, включает в себя ряд специализированных учреждений: управление социальной защиты населения, ГУ «Центр социального обслуживания населения Балаковского района», «Балаковский дом-интернат ветеранов войны и труда», Объединенный Совет ветеранов войны и труда и другие. Первичным звеном в структурной иерархии данных учреждений является управление социальной защиты населения Балаковского района министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, к первостепенным задачам которого относятся: содействие предоставлению законодательно установленных мер социальной поддержки льготным категориям граждан, персонифицированный учет лиц данной категории, проведение анализа социально-экономического положения, а также разработка предложений по совершенствованию механизмов оказания адресной социальной помощи.

Новое областное законодательство с 1 января 2005 года изменило формы пользования пожилыми гражданами мерами социальной поддержки.

В привычной для граждан «натуральной» форме сохранились льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Для предоставления жилищно-коммунальных услуг управлением ежемесячно осуществляется проверка расчетов предоставленных льгот и производится, за счет средств областного бюджета, финансирование затрат за предоставленные услуги населению по 10 предприятиям и организациям, а также по 23 жилищно-строительным кооперативам, товариществам индивидуальных владельцев квартир и товариществам собственников жилья.

Но основным изменением законодательства явилось адресное предоставление мер социальной поддержки. ЗСО № 66 от 22.12.2004 года « О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Саратовской области» (в ред. Законов Саратовской области от 01.08.2005 N 77-ЗСО, от 26.06.2006 N 69-ЗСО, от 06.03.2007 N 24-ЗСО)

1) ежемесячное возмещение расходов по оплате услуг местной телефонной связи (за предоставление в постоянное пользование абонентской линии и местного телефонного соединения абоненту сети фиксированной телефонной связи) в размере 50 процентов стоимости фиксированного месячного платежа за неограниченный объем местных телефонных соединений;

2) ежемесячная денежная выплата на оплату проезда городским транспортом и пригородным автомобильным транспортом общего пользования в размере 150 рублей для ветеранов труда, 300 рублей для тружеников тыла, 200 рублей для реабилитированных лиц;

3) ежемесячное возмещение расходов в размере 50 процентов оплаты услуг за пользование радио в пределах установленного тарифа.

Это позволило с одной стороны, существенно сократить расходы на неэффективно используемые меры, с другой - увеличить их на самые необходимые.

За 2005 год адресными мерами социальной поддержки воспользовались 21183 получателя ежемесячных денежных выплат на сумму 60990,5 тыс.рублей. 1 августа 2005 года принят Закон Саратовской области № 77 «О внесении изменений в ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Саратовской области», который расширил объем предоставляемых мер социальной поддержки труженикам тыла. За второе полугодие за назначением ЕДВ в новом размере в отдел обратилось 4130 тружеников тыла, которым произведен перерасчет и осуществлена выплата.

В соответствии с Законами Саратовской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Саратовской области» и «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» гражданам, получающим меры социальной поддержки из средств областного бюджета, предоставлено право на обеспечение проездными документами на бесплатный проезд железнодорожным транспортом ЗСО от 01.08.2005 № 75-ЗСО «О внесении изменений в ЗСО « О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Саратовской области» № 66 от 22.12.2004 года.. В третьем квартале 2006 года была проведена работа по обеспечению отдельных категорий ветеранов региональными карточками транспортного обслуживания. Обеспечено региональными карточками транспортного обслуживания 18893 ветеранов.

За 1 полугодие 2007 года мерами социальной поддержки воспользовались 20806 чел. ЕДВ выплачены в размере 28937,8 тыс.рублей. С 1 февраля 2007 операторами связи введены новые тарифные планы, в связи с чем управлением произведено 13076 перерасчетов получателям и в областное законодательство внесены необходимые изменения ЗСО № 11 от 06.03.2007 года «О внесении изменений в ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Саратовской области» № 66 от 22.12.2004 года.

Положительной тенденцией в выполнении обязательств, предусмотренных областными нормативно-правовыми актами перед пожилыми людьми проживающими в Саратовской области является гибкое реагирование законодательства на все изменения.

Делись добром ;)