logo
Адаптация методики поддержания социальной идентичности для российской культуры

1.1 Теория социальной идентичности: основные положения, развитие, структура

Теория социальной идентичности была развита европейскими психологом Г. Тэшфелом, полагавшим, что в существующих теориях слишком большое внимание уделяется индивидуальным факторам и недостаточное - членству в социальных группах при изучении установок и поведения. Данная теория базируется на концепции социальной идентичности, которая представляет собой часть Я-концепции и проистекает из членства в группах, являющихся важными для индивида. В роли таких групп могут выступать, например, семья, университет, этническая группа и т.д. Идентифицируясь с группой, индивид может чувствовать, что все, что происходит с группой или касается ее, также относится и к нему (даже если речь идет о событиях, не имеющих на индивида прямого влияния) [Turner, 1996, Brown, 2004; Brewer, 2010].

В основе данной теории можно выделить три основных положения. Во-первых, Тэшфел предполагает, что у индивидов есть потребность в позитивной социальной идентичности: группы нуждаются в том, чтобы отличаться от других групп в позитивном ключе, а межгрупповые сравнения, в свою очередь, нацелены на то, чтобы установить позитивную отличительность ингруппы от аутгрупп. Таким образом, индивиды с неудовлетворительной социальной идентичностью будут искать возможности приобрести позитивную отличительность в связи с релевантной группой членства [Tajfel, 1982; Turner, 1996; Ellemers et al., 1997].

Во-вторых, существует сложный набор социальных и психологических процессов, которые переводят поведение с межличностного уровня на межгрупповой уровень: социальные конфликты, стратификация, непроницаемость межгрупповых границ, системы верований - все это повышает вероятность того, что индивиды с неудовлетворительной идентичностью будут искать решения на межгрупповом уровне, соответственно, демонстрируя межгрупповое поведение. Третьим положением является то, что все процессы происходят в определенном социальном контексте, в организованной социальной реальности - в семье, в группе и т.п. - таким образом, понимание психологических аспектов взаимодействия людей неотрывно от социального контекста, в котором эти взаимодействие происходит [Turner, 1996].

Позитивная отличительность достигается с помощью сравнения: этот процесс был описан в модели «C.I.C. theory» (categorization-identification-comparison, категоризация-идентификация-сравнение), предложенной Тэшфелом. Социальный мир можно разделить на множество социальных категорий, различающихся по размеру и находящихся в различных отношениях друг с другом. Разделение на категории происходит благодаря процессу категоризации - отнесении индивида к определенной социальной группе. Это ведет к важным последствиям, например, к эффекту метаконтраста (преувеличенное восприятие межгрупповых различий и преуменьшенное - внутригрупповых) [Brewer et al., 2004; Campbell, 1958]. В экспериментах Тэшфела с использованием парадигмы минимальных групп (minimal group paradigm) где категории, по которым происходило разделение на группы, были не существенные, однако даже такое весьма условное разделение вело к проявлению межгруппового поведения и межгрупповых эффектов [Hogg, 2006 Brown, 2004].

Идентичность индивида определяется с помощью идентификации с той или иной социальной категорией, которая может различаться в зависимости от контекста. Однако, идентификации с категорией недостаточно для того, чтобы иметь позитивный образ своей группы членства - здесь мы приходим к процессу социального сравнения, который необходим для оценки категории. Позитивная идентичности достигается с помощью сравнения группы членства и релевантной аутгруппы по определенному параметру, который является значимым. При неблагоприятном результате межгруппового сравнения, когда позитивная отличительность не достигается, индивиды прибегают к определенным действиям, которые позволяют им поддержать идентичность позитивной - к так называемым стратегиям поддержания позитивной идентичности, речь о которых более подробно пойдет в следующем разделе [Hogg, 2006].

Таким образом, индивид может обладать несколькими социальными идентичностями, т.к. одновременно принадлежит к различным группам, различающимся по гендеру, возрасту, профессии, социально-экономическому статусу и т.п. Но, несмотря на то, что согласно теории Тэшфела, социальные идентичности могут меняться от ситуации к ситуации в зависимости от контекста, у людей так же есть так называемые «хронические» идентичности (chronic identities), которые оказывают влияние на их поведение. К хроническим идентичностям относятся те, которые всегда «с нами», независимо от того, как меняется ситуация [Hogg et al., 1995].

Развитие социальной идентичности является предметом многих исследований. Так, например, в работе, проведенной К. Амиот и ее коллегами [Amiot et al., 2007], была предложена модель развития социальной идентичности, объясняющая развитие множества социальных идентичностей в индивиде и их интеграцию с «Я» индивида. Данная модель включает в себя четыре этапа, каждый из которых имеет свои характеристики.

1. Предварительная категоризация. На данном этапе происходит процесс "само-якорения", в котором собственные черты и характеристики проецируются на группу.

2. Категоризация. Для данного этапа свойственны социальные идентичности, которые являются высоко дифференцированными и изолированными, при этом только одна социальная идентичность доминирует над другими. Конструирование социальной идентичности происходит по принципу «все или ничего», и старая и новые идентичности не перекрываются (overlap) или перекрываются, но слабо.

3. Отделение (ограничение, англ. compartmentalization) - возможно наличие множественной идентичности, социальные идентичности отграничены друг от друга, между ними нет конфликтов и противоречий, перекрытие между идентичностями увеличивается, однако идентификация в большой мере зависит от контекста.

4. Интеграция. Осознание и разрешение конфликта между различными важными социальными идентичностями, взаимосвязи между ними устанавливаются с помощью осознания сходств. Также происходит восходящая рекатегоризация для разрешения конфликта: благодаря этому перекрытие (оверлэп или пересечение) между идентичностями происходит таким образом, что абсолютные аутгруппы и частичные ингруппы становятся абсолютными ингруппами. В определенном контексте (иммиграция, слияние организаций, социальные и политические изменения, переходные этапы в жизни) под влиянием различных ингибиторов (чувство угрозы, асимметрия статусных отношений) и фасилитаторов (социальная поддержка, копинг и адаптация) происходит развитие социальной идентичности (в соответствии с вышеописанными этапами), последствиями которых, согласно теории социальной идентичности являются дискриминация, ингрупповая пристрастность (ingorup bias) и психологическое благополучие.

Таким образом, мы рассмотрели теорию социальной идентичности и некоторые ее аспекты. Кратко резюмируем описанное: центральным понятием теории является социальная идентичность, которая является частью Я-концепции, исходящей из группового членства. Социальная идентичность зависит как от изменчивых, ситуационных факторов, таких как самокатегоризация и нужды в оптимальной отличительности, так и от более долговременных факторов - таких как хронические идентичности и индивидуальные переменные. Социальная идентичность ведет к соревновательному отношение между группами (межгрупповая дифференциация) и мотивации поддерживать позитивную социальную идентичность, кроме того, социальная идентичность связана с самооценкой. Согласно данной теории, у индивидов, принадлежащих определенной группе, существует необходимость в позитивной отличительности - благоприятном результате межгруппового сравнения. Если результат неблагоприятен - индивид прибегает к использованию стратегий поддержания социальной идентичности.