Роль коммуникации в обществе

курсовая работа

2.2 Специфика коммуникативных процессов в информационном обществе

Современные процессы информатизации общества приводят к изменению всей системы коммуникации, реализуемой как между отдельными людьми, так и во всей культуре в целом, т.е. между странами и народами. Этим определяется специфика коммуникативных процессов в информационном обществе. В контексте социально-философского анализа специфики коммуникативных процессов в информационном обществе следует признать, что компьютерные технологии и сопутствующие им функциональные операции имеют отчетливо выраженный ресурс социопсихологических проекций. Прежде всего, управление и проектирование виртуального пространства - времени является неотъемлемым атрибутом, сопровождающим использование компьютерной социотехники в различных видах деятельности человека. В любом случае, уровень и темпы современного информационно - технологического развития требуют изменения представлений о формах и направленности культурной, образовательной и интеллектуальной практики современного человека. При этом процессы коммуникации в значительно большей степени опосредуются техническими средствами. Термины "интеракция", "интерактивность" в настоящее время широко используются в тезаурусе авторов социологической и культурологической научной литературы с целью включения в свой собственный дискурс принципов психологического объяснения социокультурных явлений современного общества, а также с целью осознанного использования приемов проектирования в сфере предпринимательства и политики, культуры, искусства, теле - и радиовещания, т.д. Таким образом в обществе возникла принципиально иная система трансляции культуры, наиболее значимыми алгоритмами которой становятся системы передачи информации, организующие формы, характер и содержание развития в обществе активных социальных связей и взаимодействий между различными группами или отдельными индивидами. Главным моментом самоопределения человека или социальной группы является участие в организации, поддержании и развитии информационных процессов и обменов.

Важнейшими компонентами изменения параметров личностной коммуникации все в большей степени начинают выступать скорость и количество используемой информации. Это даже на индивидуальном уровне делает заметным изменение самого характера межличностного общения, которое становится все более информативным, но одновременно теряет свою глубину. Человек оказывается в ситуации, когда ему некогда остановиться и задуматься и он волей - неволей принимает или репродуцирует нарастающее количество информации. На личностном уровне это приводит к целому ряду социопсихологических феноменов, ранее неизвестных человеку. Объем информации, с одной стороны, в буквальном смысле переполняет жизнь человека, и он не может уйти от процесса ее переработки, а с другой - процент неосмысленной информации (рекламные ролики и объявления, краткие сообщения новостей и музыкальные клипы) отдаляет человека от детальной оценки, обдумывания этой информации. Разве не сталкиваемся все мы с феноменом, что нечто сказанное утром по телевизору лишь к вечеру начинает нами осмысливаться, а до этого просто живет в нашем сознании, как бы ни замечаемое и ненужное. Возникает ситуация смысловой пустоты при одновременном количественном заполнении сознания огромным объемом информации. Человек оказывается совершенно в иных коммуникативных условиях, чем 100 и даже 50 лет назад, и скорость изменения этих условий создает стрессовые ситуации для большинства людей. Коммуникативные процессы в информационном обществе имеют не одну специфическую черту.

Современные изменившиеся формы коммуникации приводят к господству интегративных языковых тенденций в общемировом общении. Результат этого - подчинение всех языков тому, который в наибольшей степени способен себя распространить в силу политических, научно-технических и других условий. Мир уже начинает говорить на языке стран, господствующих в нем. В результате расширяется "псевдокультурное" поле общения, диалог в котором осуществляется по принципу познания наиболее доступных, совпадающих или почти совпадающих смысловых структур. В этом коммуникационном поле господствуют общие стереотипы, общие оценки, общие параметры требуемого поведения, ее общедоступные, т.е. наиболее простые компоненты. Безусловно, это сопряжено с массой удобств, но одновременно лишает диалог между культурами всякого смысла.

Научно - техническая революция в сфере информатики и коммуникационных средств общения создает невиданные ранее возможности для контакта разных культур. Это в свою очередь приводит к внедрению в общественное сознание, в систему культуры новых ценностей. Нарушается синхронизация культуры, когда новообразования в ней формируются столь стремительно, что не успевают адаптироваться к традиционной системе. Людям некогда "впитывать" новые ценности, соотнося их с предшествующими, и они начинают их потреблять. На семантическом уровне это проявляется как быстрое отягощение языка словами и речевыми оборотами, которые могут быть понятны молодым людям, но уже недоступны для понимания даже среднему поколению. Однако так было всегда. Только если ранее на это уходили сотни лет, то сегодня это помещается в рамки одного поколения. В этой связи целесообразно рассмотреть роль массовой культуры, как специфический коммуникативный процесс в информационном обществе.

Массовая культура выступает как культура "низовая", доступная большинству людей, поэтому она имеет право на существование, необходимым образом сопровождает "высокую" элитную часть культуры как таковой. Специфика массовой культуру определяется изменившейся системой коммуникации и средств ретрансляции. Таким образом, доминирующим фактором оказывается не смысл или качество продукта творчества, а система его распространения (тиражирования).

Следующей спецификой коммуникативных процессов в информационном обществе выступает информационная безопасность. Информационная безопасность в рамках глобальной коммуникации - это не только создание механизмов, ограничивающих доступность к информационным системам, но и обеспечение безопасности сознания людей и общества от тех изменений в культуре, которые связаны с процессами глобальной коммуникации и сопряжены с резким расширением информационного пространства и доступностью информации. Наблюдение вместо рассуждения - вот одна из установок такой культуры. Автор обозначает это как фрагментарное, "клиповое" сознание (что, пожалуй, в наибольшей степени выражает сущность современной массовой культуры), которое в результате заполняется информационными фрагментами.

Становление единой глобальной кибернетической коммуникативной среды (киберсоциума) можно рассматривать как необходимую стадию развития нового типа цивилизации. Она имеет всеобщий смысл и значение, но пользование этой средой (как возможностью) происходит на основании приверженности отдельных индивидов различным (и зачастую противоположным, взаимоисключающим) социокультурным установкам, предполагающим единственно возможный смысл реализации ими своей деятельности как системы удовлетворения частных (укорененных в индивидуальной экзистенции) интересов.

Следующей спецификой коммуникативных процессов в информационном обществе необходимо выделить такой феномен, как массовая коммуникация в процессе творчества, которая, в настоящий момент, в силу опыта, приобретенного в XX веке ставится на центральное место. Вместе с тем все больше проявляется отчуждение "человека массы" от СМИ, что заставляет их быть все изощреннее и многообразнее. Способность формировать субъекты коммуникации - отнюдь не из сферы технологий манипулирования сознанием, а из области владения гуманитарной традицией, ее носители - философы и социологи, а не специалисты в области манипуляции феноменами сознания.

Исследователь социальных аспектов Интернета Риел Миллер считает, что отбрасывать возможность того, что в наш цифровой век Сеть может способствовать возникновению новых социальных связей, было бы неразумно: по четырем причинам:

1. Первая и самая очевидная заключается в том, что любая технология, дающая такие огромные потенциальные возможности, как уже известные, так и те, которые еще предстоит открыть, вне сомнения, существенно повлияет на способ организации общества и на то, как люди взаимодействуют между собой. Интернет не является исключением. Это универсальная технология, которая открывает возможности изменить весь окружающий нас мир.

2. Второй фактор, дающий основания предполагать, что Сеть может стать чем - то большим, чем просто еще один коммуникационный канал, возникновение "экономики знания". Творчество уже сейчас становится одним из главных источников создания богатства. Постепенно материальные активы уступают первенство не материальным. Дальнейшее развитие такой экономики, основанной на обмене идеями и на вдохновении, по всей вероятности, превратит Сеть в свой главный инструмент.

3. В третьих, по мере того, как традиционные способы организации работы и общения будут дробиться и исчезать, начнет, вероятно, расти потребность именно в этой паутине сетей, которые в совокупности и составляют киберпространство. Исчезновение национальных, религиозных и иных видов коллективного самосознания заставляет людей искать новые формы и способы самореализации. И одним из таких путей может стать Сеть.

4. В четвертых, зов киберпространства еще может заставить людей, обладающих достаточно сильной волей и необходимым вдохновением, создать сообщества, некое общее чувство принадлежности к ним.

Возможно, коммуникативный процесс в глобальном социуме будет строиться по принципу самокоммуникации - информацию (вернее, смыслоопределения) будут не искать и передавать (получать), а производить.

Информация станет качественно иным духовным феноменом - вместо отражения внешней соотнесенности материальных (воспринимаемых непосредственно через ощущения) и идеальных (воспринимаемых опосредованно, через структуры сознания) явлений окружающего мира информация содержательно будет выражением человечески организованного отношения к явлению, с точки зрения его (предмета) присутствия в ситуации индивидуального саморазвития. Ведущей стороной, ценностным аспектом бытия станет саморазвитие индивида, а не его экспансия в мир (в составе группы или индивидуально).

Еще одной спецификой коммуникативных процессов в информационном обществе является возросшая "стерильность" информации, которая требует стерильного, усредненного до массового состояния ее потребителя. Возросшая стерильность информации на другом полюсе адресата требует стерильного, усредненного до массового состояния ее потребителя.

Спецификой коммуникативных процессов в информационном обществе является проблема коммуникации в сфере политики, или политической коммуникации, преследующей, подобно любым другим коммуникационным актам, три основных цели: передачу информации, изменение мнения, изменение поведения информируемых. Ключевым аспектом в этом процессе, несомненно, является изменение поведения, поскольку именно оно составляет стержень властно-управленческих отношений в обществе. До появления массовой коммуникации человек воспринимал прошлое и все то, что происходило за пределами пространственно локализованного сообщества, к которому он принадлежал, преимущественно в результате символьного обмена, происходившего в форме непосредственного межличностного взаимодействия. Образ мира создавался, прежде всего благодаря устным традициям, которые возникали и воспроизводились в социальном контексте повседневной жизни. Однако с развитием средств коммуникации человек получил возможность наблюдать за жизнью других людей, переживать происходящие с ними события и вообще познавать мир, как реальный, так и мнимый, который простирался далеко за пределы повседневной действительности. Пространственные и временные горизонты мировосприятия значительно расширились, так как наблюдение за каким-нибудь событием больше не требовало физического присутствия наблюдателя непосредственно в том месте и в то время, где и когда разворачивалось данное событие

Делись добром ;)