logo
Виртуальные социальные сети как фактор социализации современной молодежи на примере социальной сети "Вконтакте"

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В последние десятилетия наблюдается интенсивное развитие информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых и интернет-технологий. Современные технологии внедряются буквально во все сферы человеческой жизнедеятельности, а во многих из них становятся просто незаменимыми, в результате кардинально трансформируя наше общество, производство и быт. Особенно ярко на фоне бурного развития этих технологий выделяется всемирная глобальная сеть Интернет, т.к. современный Интернет - это, в первую очередь, информация, а информация в нашем мире, как известно, это очень мощное орудие, иногда даже оружие. В связи с этим возникает вопрос: насколько необходимым и, конечно же, продуманным в аспекте влияния на человека является столь интенсивное развитие современной вычислительной техники, компьютерных сетей и новых информационных технологий?

Несмотря на то, что Интернет, как всемирная Сеть, несомненно, во многом полезен и облегчает деятельность современного человека, в то же время, разнородная информация и контент, содержащиеся в сети Интернет, могут оказывать пагубное воздействие и влияние (и не только при чрезмерном потреблении) на психику и здоровье людей всех возрастов. Особенно остро проблема социализации в Интернете проявляется в подростковом возрасте, когда происходит активное формирование познавательных процессов и личностных качеств человека.

Первые работы, посвященные изучению виртуализации и информатизации общества, а также влиянию медиа на становление и развития современного общества представлены в работах М. Кастельса и М. Маклюэна. Изменения, произошедшие в результате информатизации общества освещены в работах К. Аксаузена, Дж. Винсента, В. Ивницкого, М. Берри, И. Мальковской. Интернет и виртуальные социальные сети исследуются в работах О. Овакимян, С. Коноплицкого, В. Силаевой, Н. Корытниковой, В. Коломиец и С. Кремлевой, В. Щербиной, А. Мохначевой, Е. Демьянова, Е. Ворониной.

Объектом исследования является процесс социализации молодежи и факторы, его определяющие. Предметом исследования выступает социализация молодежи посредством социальных сетей на примере сети «Вконтакте». социальная сеть социализация интернет

Цель работы - изучить влияние виртуальных социальных сетей на процесс социализации современной молодежи.

Цель работы предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:

- определить особенности Интернета как социокультурного феномена и проанализировать современные практики пользования социальными сетями;

- охарактеризовать процесс социализации молодежи в Интернете;

- изучить отношение современной молодежи к социальным сетям, как фактору социализации;

- выявить связь между степенью активности молодежи в социальных сетях и сформированным типом ценностных ориентаций.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: анализ анализ специальной литературы по вопросам социализации; анализ литературы по проблемам Интернет-пространства и социальных сетей; анкетирование пользователей социальной сети «Вконтакте» на тему «Мнение молодежи о влиянии социальных сетей на социализацию», опрос по методу анализа материалистического/ постматериалистического мировоззрения Р. Инглхарта.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в нём применяется методика анализа материалистического/постматериалистического мировоззрения Р. Инглхарта. Данный метод позволил определить распространенность соответствующих типов ценностных ориентаций среди молодежи.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.