2.1 Система социальных прогнозов и программ в РФ
Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации (далее - прогноз социально-экономического развития) на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.
Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.
Прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.
Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.
Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
В концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития Российской Федерации, пути и средства достижения указанных целей.
Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и порядок разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации.
Данные прогнозы социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.
В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.
Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию.
Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
В специальном разделе послания Президента Российской Федерации характеризуется состояние экономики Российской Федерации, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Правительство Российской Федерации разрабатывает программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента Российской Федерации.
Порядок разработки программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.
В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу должны быть отражены:
ѕ оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;
ѕ концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
ѕ макроэкономическая политика;
ѕ институциональные преобразования;
ѕ инвестиционная и структурная политика;
ѕ аграрная политика;
ѕ экологическая политика;
ѕ социальная политика;
ѕ региональная экономическая политика;
ѕ внешнеэкономическая политика.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу.
Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.
Правительство Российской Федерации одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе следующие документы и материалы:
ѕ итоги социально-экономического развития Российской Федерации за прошедший период текущего года;
ѕ прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;
ѕ проект сводного финансового баланса по территории Российской Федерации;
ѕ перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году;
ѕ перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;
ѕ перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
ѕ намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.
Правительство Российской Федерации представляет при необходимости проекты федеральных законов, предусматривающих меры по реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году.
В перечне федеральных целевых программ указываются:
ѕ краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указание целей, основных этапов и сроков их выполнения;
ѕ результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;
ѕ требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования;
ѕ объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;
ѕ государственные заказчики программ.
Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики включают показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом.
Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики содержат оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программу повышения эффективности использования федеральной собственности.
Порядок рассмотрения представленных документов и материалов определяется Государственной Думой при обсуждении проекта федерального бюджета на предстоящий год.
Итоги социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий год представляются Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу не позднее февраля текущего года и подлежат опубликованию.
Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики Российской Федерации и публикуют информационно-статистические данные о социально-экономическом положении Российской Федерации.
- Введение
- описать предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования, факторы и принципы социального прогнозирования;
- 1.1 Предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования. Факторы и принципы социального прогнозирования
- 1.2 Социальное прогнозирование как инструмент обоснования социальной политики государства
- 2. Современное состояние социального прогнозирования в РФ
- 2.1 Система социальных прогнозов и программ в РФ
- 2.2 Влияние социальных прогнозов на развитие современного общества
- 3. Основные проблемы и направления развития социального прогнозирования в РФ
- 3.1 Проблемы развития социального прогнозирования в современных условиях и пути их решения
- Глава 6. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации
- О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации
- 6.1 Прогнозирование и программирование социально-экономического развития Российской Федерации.
- 4. Правовая база социального прогнозирования в Российской Федерации.
- Тема 7. Государственное социально-экономическое прогнозирование и планирование в российской федерации
- Российская федерация федеральный закон о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития российской федерации
- 6.1 Прогнозирование и программирование социально-экономического развития Российской Федерации.
- § 2. Государственное социально-экономическое прогнозирование в Российской Федерации
- Прогнозирование социально-управленческих процессов в современной России