logo
Современные методы социального прогнозирования

2.2 Современные методы социального прогнозирования

социальный прогнозирование информация экстраполяция

В настоящее время существует около 220 методов прогнозирования, но чаще всего на практике используются не более 10, среди них: фактографические (экстраполяция, интерполяция, тренд-анализ), экспертные (в т.ч. опрос, анкетирование), публикационные (в т.ч. патентные), цитатно-индексные, сценарные, матричные, моделирование, аналогий, построение графов и т.д. [12].

Сейчас мы подробнее рассмотрим методы, которые являются наиболее современными и применимыми методами социального прогнозирования, так как они постоянно совершенствуются новыми информационными технологиями и более удобны и практичны в использовании: фактографический метод (экстраполяция), моделирования и экспертизы [4].

При формировании прогнозов с помощью экстраполяции как правило исходят из статистически складывающихся тенденций изменения тех или иных количественных характеристик объекта. Экстраполируются оценочные функциональные системные и структурные характеристики. Экстраполяционные методы являются одними из самых распространенных и наиболее разработанных среди всей совокупности методов прогнозирования.

С помощью этих методов экстраполируются количественные параметры больших систем, количественные свойства экономического, научного, производственного потенциала, сведенья о результативности научно-технического прогресса, характеристики соотношения отдельных подсистем, блоков, элементов в системе показателей сложных систем и др [1].

Но уровень реальности такого рода прогнозов и соответственностепень доверия к ним в значительной мере обусловливаются аргументированностью выбора пределов экстраполяции и стабильностью соответствия "измерителей" по отношению к сути рассматриваемого явления.

Метод эффективен для краткосрочных прогнозов, в случае если сведенья динамического ряда выражены ярко и устойчиво. Ряд динамики (или динамический ряд) представляет собой ряд расположенных в хронологической последовательности числовых значений статистического показателя, определяющих изменение общественных явлений во времени [8].

Содержание процесса моделирования включает в себя следующие этапы: конструирование модели на основе предварительного изучения объекта; выделение существенных характеристик объекта; экспериментальный и теоретический анализ модели; сопоставление результатов моделирования с фактическими данными объекта; корректировка или уточнение модели.

Однако в социальном прогнозировании возможности экстраполяции как метода прогнозирования в некотором роде ограничены. Это вызвано рядом причин, которые связаны с тем, что социальные процессы развиваются во времени. Это ограничивает возможности их точного моделирования. Так, до какого-то момента процесс может медленно нарастать, а затем наступает период бурного развития, который завершается этапом насыщения. После этого процесс опять стабилизируется. Если не учесть подобные особенности протекания социальных процессов, то применение метода экстраполяции может привести к ошибке.

Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах (моделях) - вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может быть, например, его макет (уменьшенный, соразмерный или увеличенный), чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения [10].

Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

В социальном проектировании точнее говорить, что созданная на основе замысла и предварительной информации модель позволяет выявить, уточнить и ограничить цели разрабатываемого проекта [1].

В то же время недостаток модели - ее упрощенность. Те или иные свойства и характеристики реального объекта в ней огрубляются или вовсе не принимаются в расчет как несущественные. Если бы этого не делалось, работа с моделью была бы крайне усложнена, а сама она не содержала уплотненную, компактную информацию об объекте. И все же здесь кроются возможные ошибки приложения моделирования к социальному проектированию и прогнозированию.

Значение нематематического моделирования для социального проектирования очень велико. Модель позволяет не только выработать эффективное управленческое решение, но смоделировать конфликтные ситуации, вероятные при принятии решения, и способы достижения согласия. Фактически моделированием являются любые разновидности деловых игр. Анализ и моделирование социальных систем в последнее время разворачиваются в автономную социологическую дисциплину с оригинальным математическим программным обеспечением.

Самый практикуемый метод прогнозирования - экспертная оценка. Метод экспертизы основывается на накопленном опыте, знании особенностей функционирования и развития исследуемых объектов.

Начало методу экспертизы положила книга Трилла «Наука об управлении» (1911). В России наука об экспертизе начала развиваться с 1950-1960 гг.

Метод используется при неопределенности. Экспертиза - это предположение: что надо сделать, чтобы было «то-то»; или «что будет, если…» [7].

Экспертиза -- итоговое суждение эксперта (или группы экспертов, населения) о динамике показателей анализируемого объекта или об альтернативных вариантах их возможного развития в будущем, которое: объективно, научно обосновано, вероятностно по природе, корректируемо в рамках прогнозного периода по мере поступления новой информации, верифицируемо после завершения прогнозного периода, должно быть четким, ясным, не допускать неожиданных толкований, строго соответствовать заданию на прогноз, быть доказательным и воспроизводимым.

Основные цели экспертизы: повышение обоснованности принимаемых решений на основе заключений экспертов; контроль соблюдения соответствия и/или установления соответствия между характеристиками объекта экспертизы и требованиями, предусмотренными нормативными, нормативно - правовыми и законодательными документами различных уровней [7].

Экспертные методы прогнозирования наиболее востребованы, они хорошо работают на большие периоды и являются основными для долгосрочного прогноза. Рассмотрим популярные методы экспертизы:

Метод Дельфи является дальнейшим развитием методов анкетного опроса и состоит из нескольких туров последовательного анонимного анкетирования экспертов с обратной связью. Обратная связь осуществляется за счет того, что перед каждым последующим туром опроса экспертам сообщают обобщенные результаты предыдущего тура. Число туров определяется или требуемым уровнем точности, или установленной степенью детализации проблемы. Дельфийская процедура использует только числа [2].

Метод Дельфи - итерационная процедура, которая позволяет подвергать мнение каждого эксперта критике со стороны всех остальных, не заставляя их фактически сталкиваться лицом к лицу.

Метод Дельфи (другие названия: «Дельфийский метод», «Метод дельфийского оракула») появился в 1950-1960 годы в США для исследования военно-стратегических и военно-технических проблем. Разработан корпорацией RAND, авторами являются О. Хелмер, Т. Гордон, Н. Долки.

Идея метода заключается в том, чтобы создать механизм, обеспечивающий сохранение анонимности точек зрения отдельных лиц и тем самым свести к минимуму влияние красноречивых и обладающих даром убеждать личностей на поведение группы в целом. Все взаимодействия между членами группы находятся под контролем со стороны координатора или руководящего звена, направляющего всю деятельность группы. Координатор регулирует процедуру анализа мнений и сохраняет их анонимность. Групповая оценка вычисляется им путем некоторого усреднения (обычно посредством нахождения среднего значения, или медианы) и доводится до сведения всех членов группы [4].

Цель метода Дельфи - уменьшить психологическое давление, испытываемое некоторыми людьми при личном контакте, и, следовательно, исключить влияние на конечный результат особо красноречивой или сильной личности. Метод Дельфи, предполагающий анонимность мнений, итерактивную процедуру обработки результатов, управляемую обратную связь, числовые оценки и статистическое определение групповой оценки, является ценным инструментом исследования для разработчиков имитационных моделей.

Основными принципами метода "Дельфи" являются:

ѕ анонимность участников (участники опроса только заполняют вопросники и не взаимодействуют лично);

ѕ процедура анкетирования является многотуровой;

ѕ после проведения очередного тура информация обрабатывается и передается участникам, анонимность сохраняется.

При использовании метода Дельфи достигается большее согласие между групповым мнением и мнениями отдельных членов группы, чем при методах, требующих личных контактов.

Метод мозгового штурма -- основывается на коллективной генерации идей, высказываемых спонтанно участниками различных профессий и специализаций [9]. Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов, а окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом в 1953 году книги А. Осборна "Управляемое воображение" [6], в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления. Его сущность состоит в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:

ѕ генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса;

ѕ анализ и оценка выдвинутых идей.

Метод мозгового штурма базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности.

В условиях мозгового штурма средством, позволяющим убрать так называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в интерактивную коммуникацию, приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы.

Мозговой штурм является, по сути, наиболее свободной формой дискуссии. Главная функция этой технологии - обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками [10].

Метод комиссий (круглого стола) -- группа экспертов многократно собирается с целью прямого обсуждения одного и того же вопроса. В нем организатор экспертизы не руководит обсуждением, а только гарантирует интенсивную работу каждого эксперта. Метод оперативен, однако имеется угроза взаимного влияния мнений экспертов, особенно мнений признанных авторитетов в данной области исследований.

Метод комиссий учитывает осуществление экспертизы в форме свободного обмена мнениями с целью получения общего суждения экспертов. Очная форма общения экспертов существенно сокращает время экспертизы, упрощает приобретение единого согласованного мнения. При использовании метода комиссий предварительно разрабатывается программа обсуждения. Группа экспертов подбирается «волевым путем» -- способом назначения. Обычно это 10--12 человек. Для получения качественного прогноза предусмотрен свободный и очный обмен мнениями между экспертами, то есть открытое общение. Средствами обеспечения открытости могут служить, в частности, личные высказывания экспертов и, по возможности, отказ от обезличенных суждений типа «обычно считается, что» или «говорят, что». Конечно, открытость предполагает не только готовность заявить собственную позицию, но и желание и умение воспринять позицию других экспертов [2].

В рамках обсуждения проблемы экспертам необходимо следовать принципу психологической безопасности: позиция эксперта и те суждения, которые он высказывает, не должны оскорблять достоинство других экспертов или превращать обсуждение проблемы в способ утверждения собственного превосходства; важно взаимное стремление и готовность экспертов к рассмотрению и решению обсуждаемой проблемы. Задача соотнесения, координирования собственной точки зрения с другими мнениями не всегда решается просто. Поэтому экспертов необходимо обучать межличностному общению, а организаторам процедуры желательно учитывать рекомендации психологов -- специалистов по общению.

Метод интервью предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с экспертом путем постановки вопросов о будущем состоянии объекта прогнозирования и его прогнозного фона. При методе «интервью» осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ», в ходе которого прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом, вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта [4].

Преимущество метода «интервью»: благоприятная обстановка, изолированное помещение, отсутствие третьих лиц и отвлекающих факторов.

Метод аналитических докладных записок - самостоятельная работа эксперта над анализом динамики объекта прогнозирования и возможных путях его развития, предполагается, что эксперт-прогнозист выполняет самостоятельно аналитическую работу с оценкой состояния и путей развития, излагая свои соображения письменно. При этом для выявления важности проблем и решений используют метод предпочтения, метод рангов.

Сценарный метод - метод построения прогнозного сценария - аналитический метод прогнозирования, основанный на установлении логической последовательности состояний объекта прогнозирования и прогнозного фона во времени при различных условиях для определения целей развития этого объекта.

Таким образом, написание сценария - это идентификация логической последовательности событий с целью показать, как исходя из существующей ситуации может шаг за шагом развертываться будущее состояние объекта. Описание обычно совершается в явно выраженных временных координатах. Основное значение сценария - определение генеральной цели развития объекта прогнозирования, выявление факторов фона и формулирование критериев для оценки целей. В сценарии используются заранее подготовленные прогнозы и материалы по развитию объекта прогнозирования [13].

При разработке сценария, поскольку в ней принимает участие группа специалистов, всегда возникает неопределенность, связанная с субъективностью их суждений. Ценность сценария тем выше, чем меньше степень неопределенности, т. е. чем больше степень согласованности мнений экспертов. Поэтому важным качеством сценария является согласованность мнений экспертов.

Сценарий может быть представлен как в текстовой, так и в числовой форме.

Данный метод базируется на определенных принципах специальной обработки научно-технической информации, предполагает выявление степени влияния новых технологий и техники на темпы развития научно-технического процесса и, как следствие, социальных процессов. Как уже отмечалось выше, имеется тесная взаимосвязь между различными направлениями прогнозирования, порождаемая детерминацией всех существующих в объективной реальности явлений. А поэтому изменения, происходящие в природе или в области техники, могут вызвать серьезные изменения социальной жизни общества, породить в нем как позитивные, так и негативные процессы [7].