Современные технологии социальной защиты людей с ограниченными возможностями

курсовая работа

1.3 Нормативно-правовая база по организации социальной работы

Общей основой и руководством для принятия мер в национальном и международном плане в области защиты прав инвалидов, предупреждения инвалидности, вызванной физическими и умственными ограничениями, и оказания инвалидам помощи в развитии их способностей в самых различных областях деятельности, а также содействия по включению их в нормальную жизнь общества является Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1971 г.

Основными законами об инвалидах в РФ являются:

- Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.,

- Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» №122-ФЗ от 2 августа 1995 г.

- Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.,

- Федеральный закон Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» №195-ФЗ от 10 декабря 1995 г.

- Указ Президента Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» №802 от 27 июля 1992 г.,

- Постановление Правительства РФ «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» №927 от 12 августа 1994 г.,

- Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» №394 от 25.03.1993 г.

- Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» №1011 от 1 июня 1996 г. (с изм. от 27 апреля 2000 г.).

Существенные вопросы социальной защиты инвалидов получили правовую базу в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[2]. Закон определяет полномочия органов государственной власти и субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов. Закон устанавливает условия оплаты медицинских услуг, оказываемых инвалидам, возмещение затрат, произведенных самим инвалидом, его отношение с реабилитационными органами социальной защиты инвалидов. Закон обязывает все органы власти, руководителей предприятий и организаций создавать условия, позволяющие инвалидам свободно и самостоятельно пользоваться всеми общественными местами, учреждениями, транспортом, беспрепятственно передвигаться на улице, в общественных учреждениях. Законом предусматриваются льготы на внеочередное получение жилья, соответствующим образом оборудованного.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не менее 50% квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведения подсобного и дачного хозяйства.

Особое внимание Закон уделяет обеспечению занятости инвалидов. Закон предусматривает финансово-кредитные льготы специализированным организациям общественных объединений инвалидов; установление квот для приема на работу инвалидов организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек. Закон определяет правовые нормы для решения таких существенных вопросов занятости инвалидов, как оборудование специальных рабочих мест, создание условий труда инвалидам, прав, обязанностей и ответственности работодателей в обеспечении занятости инвалидов, порядка и условий признания инвалида безработным, государственное стимулирование участия организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов [5].

Установленная Федеральным Законом система мер социальной защиты инвалидов, создает необходимые предпосылки для социальной адаптации инвалидов и интеграции их в обществе. Данный федеральный закон рассматривает формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности как одно из направлений их реабилитации. В частности, он содержит положение об обязанности органов и организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, обеспечить инвалидам условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры и для беспрепятственного пользования общественным транспортом, средствами связи и информации.

В Нижегородской области права инвалидов зафиксированы в таких документах, как:

- Закон Нижегородской области «О государственном социальном обслуживании населения» №40-3 от 5 мая 2005 г.,

- Постановление «О порядке и условиях предоставления стационарного социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам в Нижегородской области» №136 от 7 июня 2005 г.,

- Постановление Правительства Нижегородской области «О реабилитации инвалидов Нижегородской области» №24 от 24 января 2007 г.,

- Постановление Правительства Нижегородской области «О формировании доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области» №102 от 03 апреля 2007 г.,

- Постановление Правительства Нижегородской области «О порядке оказания и оплаты дополнительных социальных и иных платных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания населения Нижегородской области» №196 от 21 июня 2007 г.

Вышеназванные постановления позволяют урегулировать порядок взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области при организации реабилитации инвалидов и формировании доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, а также повысить доступность и качество социальных услуг, предоставляемых инвалидам стационарными учреждениями социального обслуживания. В Нижегородской области развивается сеть учреждений, предоставляющих реабилитационные услуги инвалидам, что позволяет повысить доступность и качество реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам Нижегородской области. Только за последние годы было открыто 6 учреждений социального обслуживания в различных районах области (ГСУ «Ветлужский социально-реабилитационный центр для инвалидов», «Сявский санаторно-реабилитационный центр для инвалидов» и др.).

Активно развивается взаимодействие с общественными организациями инвалидов. Социальными партнерами департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области по реализации мероприятий социальной направленности являются: Нижегородская областная организация Всероссийского общества инвалидов, Нижегородская областная организация Всероссийского общества слепых, Нижегородское региональное отделение Всероссийского общества глухих, Нижегородская региональная общественная организация культурной, социально-трудовой реабилитации инвалидов-опорников и колясочников «Инватур» и многие другие. В целом деятельность правительства Нижегородской области направлена на эффективное осуществление государственной социальной политики в отношении инвалидов, детей-инвалидов и их родителей.

В настоящее время на федеральном уровне разработан проект Государственной программы «Доступная среда на 2011-2015 годы». Основные вопросы по созданию доступной среды предполагается переместить на регионы и муниципалитеты, то есть приблизить решение задачи к территориям, к людям. Вопросы, сформулированные в проекте программы, затрагивают практически все структуры и все нормативные правовые акты, которые связаны с жизнедеятельностью человека. В эту работу активно включаются и субъекты Российской Федерации. Так в некоторых российских городах реализуются основные направления организации доступной среды жизнедеятельности инвалидов, действуют программы по формированию доступной среды, разработаны планы мероприятий по реконструкции и дооборудованию объектов социальной инфраструктуры в соответствии с требованиями доступности, многие объекты оборудуются специальными техническими устройствами.

жизнедеятельность пожилой инвалид социальный

Делись добром ;)