Современный российский чиновник

курсовая работа

2.2 Социологический портрет современного российского чиновника

Материалы социологическое исследование проведенного Емельяненковой А.Е. в апреле 2006 года.

Неосознаваемые уровни установок респондентов к образу чиновника выявлялись с помощью приписываемых ассоциаций с образами животных. В силу того, что социально-психологический анализ оперирует специфическими профессиональными терминами.

В ходе опроса респондентам было предложено, во-первых, сравнить общение с чиновником с партией в шахматы, матчем бокса или игрой в карты. А во-вторых, оценить по 5-балльной шкале (от 1 - ничего общего до 5 - сильное сходство), в какой степени у них ассоциируется образ чиновника со следующими животными: медведь, волк, лиса, заяц, черепаха, акула, лев. Кроме того, предлагалось заявить свой вариант образа животного (что было сделано 13% респондентов). [13]

При анализе использовались три измерения личности, предложенные Ч. Осгудом: привлекательность, сила и активность. Эти три семантических фактора выделяются при оценке самых разных понятий или образов группами людей различающихся по полу, возрасту, национальности, языку, образованию, профессиональной принадлежности, состоянию здоровья, что позволило Ч. Осгуду говорить об их универсальности. Все оценки, как рациональные, так и иррациональные можно проинтерпретировать через эти три личностных измерения [20, с. 169].

Анализ неосознаваемых установок респондентов к образу чиновника, выявленных с помощью приписываемых ассоциаций с образами животных, позволяет сделать следующие выводы.

В целом по выборке, как показало исследование, бессознательный образ чиновника воспринимается по трем параметрам.

По параметру силы как средний или даже мелкий по масштабу (из предложенных для оценки - лиса, волк; из заявленных самими респондентами - шакал, собака, обезьяна, баран, ленивец, хамелеон, скунс, крыса, попугай и проч.). Этот фактор характеризует, прежде всего, субъективную степень влияния на человека; в данном случае степень влияния чиновника на респондентов (на решение проблем, на суждения и оценку ситуации, на жизнь в целом) оценивается на среднем и ниже среднего уровне. Что очень хорошо, т.к. говорит о росте независимости граждан от чиновников. [13]

По фактору активности мнения респондентов разделились на две группы: одну составили те, которые бессознательно оценили активность достаточно высоко, при этом она носит не агрессивный, а скорее хитрый, изворотливый характер (лиса, обезьяна, змея, шакал, крыса и проч.); другая группа (меньшая) связали активность с низкими показателями и даже приписали уклонение от активности, от решения проблем (черепаха, ленивец, страус, баран, хамелеон, амеба и проч.). По фактору активности мнения респондентов учеными были выделены три различных образа чиновника, которые условно можно обозначить как:

- осторожно-корыстный образ, в котором проявляются с одной стороны - хитрость, лукавость, корысть, оборотистость и осторожность, с другой - ум, умение выбраться из сложных и запутанных ситуаций.

- пассивно-уклоняющийся образ, где отражаются с одной стороны - медлительность, отсутствие активности и инициативы, с другой - человек, который прячется, уклоняется от решения проблем, до которого «не достучишься».

- активно-агрессивный образ - сильного и властного, достаточно грубого в общении; того, кто достигает успеха и обладает статусом в обществе.

Эти три образа присутствуют в сознании всех респондентов, но проявляются в разной степени для различных категорий, прежде всего, по возрасту и роду занятий.

По фактору привлекательности образа оценка не велика, часто - явно негативная. Вместе с тем, стоит отметить, что образы, пользующиеся наибольшей популярностью среди респондентов - амбивалентны, противоречивы. Некоторые черты и модели поведения вызывают отрицательное отношение респондентов, другие - заставляют ценить и учитывать мнения и суждения чиновника.

Наиболее значимым результатом этой части исследования можно считать тот факт, что по выборке в целом, и почти по каждой из демографических групп идет преобладание образа «лисы» как похожего на образ чиновника. Этот образ занимает как ведущее процентное положение среди остальных по «похожести» (см. рис. 1), так и подтверждается на высоком уровне значимости с помощью математической обработки результатов. Наиболее ярко это выражено для респондентов: по возрасту - от 18 до 39 лет, по роду занятий - военнослужащие и работники МВД, учащиеся и студенты, работники государственных промышленных предприятий, работники сферы торговли. Исключение составляют группы по возрасту - старше 60 лет, по роду занятий - государственный служащие, пенсионеры и инвалиды.

Метафорический образ «лисы», связанный, с одной стороны, с хитростью, лукавостью, корыстью, оборотистостью и осторожностью, с другой - с умом, умением выбраться из сложных и запутанных ситуаций - наиболее точно отражает, на взгляд респондентов, образ чиновников, с которыми им приходилось общаться.

Эти результаты косвенным образом подтверждаются и проективным вопросом о том, чем в большей степени является для респондентов общение с чиновником - «партией в шахматы» (требующей незаурядного ума), «матчем бокса» (прямые и активные, наступательные действия) или «игрой в карты» (умение просчитывать ходы собеседника, блефовать, быть предельно внимательным - в сочетании с фактором «везения»). [28]

Рис. 1. Соотнесение («похожести») образа чиновника с образом животного, %

Большинство из ответивших содержательно на этот вопрос провели сравнение с «игрой в карты» (см. рис. 2). Наиболее ярко это выражено для таких групп как: по уровню образования - со средним и средним специальным образованием, по роду занятий - сфера торговли и бюджетники. Исключение составили государственные служащие, отдавшие предпочтение «партии в шахматы». [13]

Рис. 2. Соотнесение ситуации общения с чиновником с игрой в шахматы, бокс и карты, %

По факту силы образ чиновника оценивается как средний или даже мелкий по масштабу. Этот фактор характеризует, прежде всего, субъективную степень влияния на человека. В данном случае степень влияния чиновника на респондентов (на решение проблем, на суждения и оценку ситуации, на жизнь в целом) оценивается на среднем и ниже среднего уровне.

По фактору привлекательности образа оценка не велика, часто - явно негативная. Вместе с тем, стоит отметить, что образы, пользующиеся наибольшей популярностью среди респондентов - амбивалентны противоречивы.

Делись добром ;)