logo
Соотношение психосоциальной и социально работы в системе социальной помощи и поддержки населения

3. Гуманистические модели в соотношении психосоциальной и социальной работы в системе социальной помощи и поддержки населения

Современные подходы в социальной работе основаны на гуманистических началах работы с клиентами. Один из основных принципов гуманистической модели социальной работы - стремление социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и понимания значимости своего личностного статуса понять самих себя и характер влияния окружающего мира. При использовании этой модели социальный работник, прежде всего, старается убедить клиента в своей искренней заинтересованности в его проблемах, положительном отношении к нему, стремится сопереживать его эмоциональному восприятию возникшей ситуации или мира в целом.

Одна из действенных методик в этом случае - оптимизация взаимоотношений социального работника и клиента. Причем социальному работнику следует прибегнуть к технологии "активного слушания", основные компоненты которой - эмпатия, направленная на клиента, и партнерский стиль отношений.

Одна из особенностей этой модели социальной работы - недирективный подход к решению проблем клиента. Социальный работник должен, во-первых, объяснить клиенту, что понять себя, а, следовательно, и свои проблемы можно, только общаясь с другими людьми, и что человек должен действовать в соответствии со своим решением; во-вторых, убедить клиента в том, что он стремится помочь ему выбрать стратегии действия, подчеркивая важность определения каждым человеком своего предназначения в жизни.

Некоторые сторонники гуманистической модели социальной работы предлагают такую технологию, как медитация, предполагающую познание себя и своих возможностей. Эффективность данной модели социальной работы во многом зависит от самих социальных работников. Они, в частности, должны искренне сочувствовать клиенту. Одна из основных задач социального работника, обусловленная сущностью гуманистической модели, - изменение позиции клиента, для чего социальный работник как бы конструирует персональную модель взаимоотношений с каждым клиентом - технологию своих действий.

Это позволяет не только понять потребности клиентов, отношения, в которые они включены, но и более четко обозначить нужды самого социального работника. В настоящее время гуманистическая модель социальной работы приобретает все большее значение, используя междисциплинарный, интегративный подходы, комплексность психосоциальной помощи нуждающимся.

Использование ролевой модели социальной работы в современных условиях все более часто предполагает наличие у специалиста социологического знания. Но в основном обоснование целесообразности той или иной деятельности социального работника базируется на психологическом знании. Прежде всего, это выражается в том, что роль личности трактуется преимущественно в психологическом или социально-психологическом планах. Выбор методик, адекватных решению проблемы, а также сочетание различных методик в процессе работы с клиентом во многом определяются, с одной стороны, спецификой проблемы клиента, а с другой - приоритетом теории, которую использует специалист Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: учеб. пособие / Ю.П. Платонов. - СПб: Питер, 2006. - С.56..

Таким образом, гуманистическая модель используется социальными работниками в системе социальной помощи и поддержки населения в целях создания эмпатии, направленной на клиента, и партнерских отношений, позволяющих решить проблему наиболее оптимальными средствами.