logo
Состояние современной социологии

2.2 Обновленная социология Джона Урри

Джон Урри Родился 1 июня 1946 г. в Лондоне. Закончил Крайст-колледж Кембриджского университета (1967), защитил там диссертацию PhD (1972). В 1970 был приглашенным преподавателем в университете Ланкастера, в 1983 возглавил в нем социологический факультет, с 1985 - профессор. Главный редактор авторитетной книжной серии International Library of Sociology. (британский социолог) является основателем нового социологического направления «мобильная социология» (mobile sociology). Кроме того, необходимо отметить и тот факт, что Урри ставит целью разработать категории, которые будут иметь важное значение для социологии нового тысячелетия.

Понятие комплексности органично влилось и в проект обновленной социологии Джона Урри. Поскольку в этом проекте мобильность составляет центральную социологическую проблему, причем мобильность, мыслимая в форме многочисленных процессов, обусловливающих случайное, контингентное соприсутствие, реальное и воображаемое, одновременное и виртуальное, то для нового предмета, ставшего невероятно гибким и чрезвычайно пространным, потребовался подходящий концептуальный аппарат, способный работать с описаниями сложных конфигураций мобильностей. «Все формы социальной жизни, - пишет Урри, - включают разительные комбинации близости и дистанции, комбинации, которые делают необходимым исследование пересекающихся форм физической, объектной, воображаемой и виртуальной мобильности, которая контингентно и комплексно связывает людей определенными образцами обязательств, желаний и вовлеченности, во всё большей степени через географические дистанции огромной протяженности» Щербина В.В. О современном состоянии социологической науки (часть 1) // Личность. Культура. Общество. 2013. Т. 15. Вып.1. № 77. - C. 67.. Благодаря техническим средствам, сделавшим доступными массовые физические и виртуальные перемещения, непрерывно завязываются и плодятся новые социальные отношения, которые не ограничиваются пределами национальных государств. Эти «далекие» отношения приобретают всё большую значимость, вс? шире культивируются и тем самым порождают новую социальную реальность. Взаимодействие людей и физической среды, созданной на основе новых технологий, образует глобальный мир невероятной комплексности. «Этот мир комплексных систем, - отмечает Урри, - есть мир лавин, учредительных эффектов, самовосстанавливающихся структур, кажущихся стабильных режимов, которые внезапно коллапсируют, периодически нарушаемого равновесия, «эффектов бабочки» и пороговых значений по мере того, как системы переваливаются из одного состояния в другое». Таким образом, возникший глобальный мир, по мысли Урри, оказывается в корне нестабильным. Он вмещает в себя многочисленные системы, стремящиеся одновременно к порядку, но то и дело порождающие ненамеренные эффекты, ввергающие общества в полосы различного рода неустройств. Порядок, словами И. Пригожина, всё время балансирует на «грани хаоса». Стабильность одних структур оплачивается нестабильностью других. Появляются зоны безопасности и зоны отсутствия контроля, границы между которыми непрерывно переопределяются.

В этих условиях классический инструментарий социологического анализа, считает Урри, дает сбой, поскольку он изначально был сфокусирован на объяснении локальных порядков, которым приписывались свойства целостности и самодостаточности в пределах границ национальных государств. Этот инструментарий не работает в ситуации «глобальных сетей и потоков», размывающих локальные границы и переопределяющих систему местных связей и обязательств. В качестве нового инструментария постижения мобильностей глобального мира, по его мнению, выступает «социальная физика», социологическая дисциплина, концептуально выпестованная во многом на новаторских рекомендациях комиссии Гульбенкяна по реструктуризации социальных наук. Эти рекомендации содержали в себе отказ от дихотомий детерминизма и случайности, природы и общества, существования и становления, застоя и изменения. И физические, и социальные системы одинаково подвержены структурной нестабильности и, соответственно, их познавательный инструментарий во многом оказывается схожим. Социальная физика, таким образом, сосредотачивается на анализе пересечений предметных и социальных измерений, на вопросах о том, как социальные отношения меняются под воздействием машин, технологий, выстроенной физической среды и какие дальнейшие возможности открываются от этих взаимовлияний.

Метафоры и концепты комплексности, а Урри вслед за Трифтом говорит именно о метафоричности этих понятий, призваны в этом случае производить уточнения тех моментов, как в тех или иных взаимодействиях социальных и физических объектов порождаются порядок и беспорядок. Речь, следовательно, идет о неких процессуальных характеристиках комплексных систем, задающих направления потоков и выстраивания или дезинтеграции сетей.

Одна из важных категорий концепции комплексности Урри - это идея возрастающих отдач, которую он позаимствовал главным образом у Брайана Артура. Комплексность в понимании Артура - это динамическая величина, указывающая на процессы усложнения.

Согласно Урри, рост комплексности, вызванный возрастающими отдачами от многообразия, может приводить к внезапным коллапсам, если те или иные комплексные системы неудачно проходят точки перелома. Бифуркацию неизбежно приближают такие свойства комплексных систем, как отсутствие равновесия между их элементами, диспропорциональные эффекты между причинами и следствиями. Усиление хаотичных колебаний и нелинейность отношений между элементами создают ситуацию непредсказуемости переходов систем из одних состояний в другие. Коллапс - это скоротечная потеря всей или существенной части комплексности системы. Урри часто приводит пример Советского Союза, распавшегося на части за невероятно короткий промежуток времени.