logo
Адресная социальная помощь в Тюменской области

1.2 Характеристика нормативно-правовых актов Тюменской области, регулирующих адресную социальную помощь

Все региональные законы и программы об адресной социальной помощи отличаются одной общей чертой: в них соединяются принцип категориальности и принцип адресности. Законы об адресной помощи ориентированы на отдельные категории населения (как правило, пенсионеров, инвалидов, неполные и многодетные семьи) и уже из них отбираются нуждающиеся. К определению понятия адресной социальной поддержки населения Россия пока лишь ограничилась декларацией о социальном государстве. Региональное законодательство об адресной социальной помощи основывается на положениях главы 3 федерального закона от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи». Первоначально был принят закон Тюменской области от 11.10.2001 г. №422 «О государственной адресной социальной помощи», данный нормативно-правовой акт отличался четкостью определений, объемностью перечисленных в нем списков получателей АСП и других немаловажных фактов касающихся этой услуги. Но с 1 января 2005 г. этот закон утратил силу в связи с принятием Закона Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области». В развитие его положений принято Постановление Администрации Тюменской области «Об оказании адресной социальной помощи и предоставлении материальной помощи в Тюменской области», действует в редакции постановления Правительства Тюменской области от 19.04.2013г. №116-п.

Принцип адресности социальной помощи, закрепленный в законах, часто понимается, как адресность по принадлежности к определенной категории населения, а не по принципу нуждаемости.

Правовое регулирование адресной социальной помощи в Тюменской области, осуществляется: Конституцией Российской Федерации - основа любых законодательных актов. Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999г. №178-ФЗ - устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Практически о любой норме данного Закона можно сказать, что она устанавливает правовые основы оказания адресной социальной помощи. Например, статьи 6.1 и 6.7 перечисляют категории граждан, которым гарантировано предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Что касается организационных основ оказания помощи, то к таким нормам относятся статья 8, в которой определены основы порядка назначения государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам; статья 6.3, регламентирующая предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ - согласно которому «…семья (одинокий гражданин), среднедушевой доход которой (которого), ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки». Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006г. №59-ФЗ - данным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией граждан права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010г. №210-ФЗ - «…регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия…». Адресная социальная помощь является государственной услугой, следовательно, при помощи данного ФЗ организуется сам порядок предоставления АСП. Постановлением Правительства Российской Федерации «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» от 20.08.2003г.№512 - утверждает прилагаемый перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи. Законом Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» от 28 декабря 2004 г. № 331 - подобен ФЗ «О государственной социальной помощи» но более подробно рассматривает получателей АСП и именно на региональном уровне. Постановлением Администрации Тюменской области «Об оказании адресной социальной помощи и предоставлении материальной помощи в Тюменской области» от 15 декабря 2004 г. № 184-пк - здесь перечислены все условия и основания выдачи АСП, размер, порядок предоставления и другие важные моменты. Стоит заметить, что данное постановление поясняет понятия не только адресной социальной помощи, но и материальной помощи, и следует проводить различия между ними. Адресная социальная помощь предоставляется только в виде денежных средств, а материальная помощь говорит сама за себя, т.е. это и денежные выплаты и натуральная помощь. Постановлением Правительства Тюменской области "Об установлении величины прожиточного минимума на второй квартал 2013 года» от 18 марта 2013г. №84-П - устанавливает величину прожиточного минимума на текущий квартал, с его помощью выявляются семьи и граждане, чей доход ниже величины прожиточного минимума, и вследствие, им требуется оказание какой либо социальной помощи.

Также при обращении граждан в социальные учреждения проверяется их доход и принимается решение: имеют ли они право на социальную помощь или нет - на основе прожиточного минимума.

Правовое регулирование адресной социальной помощи осуществляется также и другими менее важными, но имеющими значение нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня.

Адресная социальная поддержка населения занимает важное место в структуре социального управления в целом и местного самоуправления в частности.

Организация оптимальной адресной социальной поддержки населения предполагает не только изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих ее критерии в рамках отношений государство - человек - закон - социальная защита, но и возможность на местах определять допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами и разрабатывать собственные варианты моделей адресной социальной поддержки.