logo
Влияние родительских установок и реакций на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста

ВВЕДЕНИЕ

В переломный момент истории нашей страны, в условиях экономической и бытовой неустроенности, в век психологических стрессов и растерянности все чаще возникает вопрос: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций - воспитательную?

В последние годы ситуация значительно ухудшилась в связи с влиянием на семью новых для нас социальных явлений: политическая нестабильность, обнищания растущего числа семей и т. д.

Современная российская семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это связано с увеличением числа малообеспеченных семей, с факторами, ухудшающими здоровье населения, с изменением традиционных ролей в семье, особенно роли женщины, с ростом количества неполных семей. Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где бытует пьянство, иждивенство, родители ведут полукриминальный образ жизни. Становится неблагополучной и жизнь детей: ухудшается их здоровье, условия быта; увеличивается число детей-беспризорников, растет детская преступность и социальное сиротство; чаще встречаются случаи детского алкоголизма и наркомании, жестокого обращения с детьми и насилия над ними.

Стиль родительского отношения или стиль семейного воспитания обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к ребенку.

Родительская установка и реакция - это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы воспитания родителя с ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной - это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами. У детей младшего школьного возраста доминирует ситуативная тревожность.

Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведение детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.

Поэтому родители в жизни ребенка играют важную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их благоприятной социализации.

Цель: изучить влияние родительских установок и реакций на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме исследования и дать анализ проблемы;

2. Рассмотреть особенности развития детей младшего школьного возраста;

3. Охарактеризовать семейные взаимоотношения, родительские установки и реакции;

4. Описать проявления тревожности у младших школьников;

Объект: проявление тревожности в младшем школьном возрасте.

Предмет: влияние родительских установок и реакций на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста.

Проблема исследования заключается в выявлении родительских установок и реакций, вызывающих ответную реакцию у ребенка, проявляющуюся в тревожном поведении.

Гипотеза заключается в том, что развитие тревожности в младшем школьном возрасте зависит от определенной родительской установки и реакции.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: - анализ специальной литературы

- сравнение влияния родительских установок на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста

- обобщение полученных результатов

2. Эмпирические методы: - беседа с детьми младшего школьного возраста

- тест «Шкала проявления тревожности» Т.А. Немчина;

- тест «Методика изучения родительских установок» PARI Е.С. Шефер, Р.К. Белл.

Практическая значимость: данной исследовательской работой могут воспользоваться социальный педагог, родители, воспитывающие детей младшего школьного возраста.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.