logo
Социальная защита населения в Российской Федерации

1.2 Нормативно-правовая база в области социальной защиты

Правовая система Российской Федерации состоит из законодательных и нормативных актов, охраняющих права и интересы граждан страны. Социальную защиту в России обеспечивают действующее законодательство и нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста.

Право на социальную защиту всех граждан России закреплено в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, которая гласит, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Правоотношения по реализации социальной защиты населения регулирует ряд законов, а именно: ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ, «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другие.

Политика государства в области социальной защиты населения основывается на следующих принципах.

Во-первых, принцип поощрительности властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях - индивидов.

Во-вторых, принцип заявительности, т.е. социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы.

В-третьих, принцип патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к социально и экономически незащищенным слоям и группам населения.

Для осуществления государственной политики в сфере социальной защиты населения существует Министерство здравоохранения и социального развития РФ, деятельность которого направлена на осуществление государственной политики по защите населения, реализации государственных социальных программ, а также в структуру Министерства включен Департамент социальной защиты, непосредственно занимающийся обеспечением деятельности Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, а также по оказанию государственных услуг в сфере социальной защиты.

Основными направлениями государственной политики, направленной на социальную защиту населения, являются меры, предпринимаемые государственными органами для создания и поддержания нормального уровня жизни социально незащищенных категорий граждан, совершенствования законодательства в сфере социальной защиты и контроля за правильностью правоприменения.

В политике государства в зависимости от объекта социальной защиты можно выделить следующие направления:

1) социальная защита детей, детства и отрочества, в первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предполагает создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей. В отстаивании прав ребенка на охрану здоровья, образование, имущественные интересы важную роль играет прокурорский надзор, надзор судебных и правоохранительных органов, а также разнообразных структур, подведомственных Минздравсоцразвития России, иным федеральным и региональным органам власти;

2) социальная защита социально слабых трудоспособных групп населения. Создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся лицам;

3) социальная защита нетрудоспособных категорий граждан.

Социальная защита нетрудоспособных граждан должна включать механизмы, обеспечивающие:

- всем лицам, постоянно проживающим на территории РФ, полное социальное обеспечение независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка, места жительства, рода и характера деятельности в условиях многообразия форм собственности и других обстоятельств;

- полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей;

- жесткое исполнение законодательной регламентации пенсионного обеспечения, недопущение ни при каких обстоятельствах задержек выплаты пенсий, как государственных, так и иных;

- осуществление мер по льготному пенсионному обеспечению инвалидов, а также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечение социальной защищенности инвалидов, создание им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, развития их творческих способностей, беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации;

- проживание в семье;

- сохранение денежных сбережений и ценных бумаг;

- имущественные интересы;

- достойное обеспечение ритуальными услугами;

4) социальная защита семьи. Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, - неотъемлемая часть социальной защиты населения [14, с. 42].

Специалисты отмечают, что государственные социальные программы дают положительные результаты. Как известно, 2008 г. был объявлен Годом семьи в РФ. После его объявления были приняты и уже вступили в силу ряд законов, направленных на защиту семьи и самых социально незащищенных ее членов. Это, во-первых, Указ Президента России от 26 марта 2008 г. «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», в апреле был принят Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» - первый в России единый документ, регулирующий отношения опекунов, попечителей и их подопечных, который вступил в силу 1 сентября 2008 года. Закон упорядочивает процедуры установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства, определяет полномочия органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов и попечителей, а также определяет формы их поддержки государством.

Еще одной важной программой государства является программа «Здоровье», в рамках которой государство решает такие задачи, как улучшение качества медицинской помощи, профилактическая деятельность медицинских учреждений, финансирование высокотехнологических видов медицинской помощи. Забота о здоровье граждан должна стать первоочередной задачей всех органов власти.

Основными направлениями государственной политики, направленной на социальную защиту населения, являются меры, предпринимаемые государственными органами, на создание и поддержание нормального уровня жизни социально незащищенных категорий граждан, совершенствование законодательства в сфере социальной защиты и контроль за правильностью правоприменения. Основанная на законах, продуманная с учетом социальных изменений, урегулированная административно-правовыми нормами политика государства в сфере социальной защиты является залогом благополучия общества и государства в целом.

На уровне государства - устанавливаются минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочей недели, размер и порядок предоставления отпусков, размеры пенсий, объемы бесплатных благ, услуг и др.

На территориальном уровне - разрабатываются собственные программы по таким блокам, как «Молодая семья», «Пожилые люди» и др., которые включаются в соответствующие мероприятия планов экономического и социального развития территории.

Организации социального обеспечения принимают на себя заботу о тех категориях, частях населения, которые в законодательно установленном порядке располагают правом на длительную или постоянную помощь в связи с возрастом, инвалидностью, ограниченной трудоспособностью, отсутствием иных источников существования.