logo
Социальная политика России

3.2 Государственная политика в области пенсионного обеспечения

Пенсионеров в Российской Федерации в 2009 году составляло 39 миллионов. Большинство из них (примерно 95 %) получают "страховую" пенсию (рис. 3.2.1.)

Рис. 3.2.1 Динамика численности пенсионеров

Пенсия почти для всех из них является основным, а зачастую и единственным источником средств к существованию. Всё это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы.

Пенсионное обеспечение - Форма материального (денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях.

Согласно Конституции гарантируется:

социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом;

государственные пенсии и социальные пособия;

поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

В Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:

· государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета

· обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя

· негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

Пенсионная реформа - важнейший национальный проект современной России. Ее основной целью является обеспечение достойной пенсии у работающих ныне граждан, а также установление прямой зависимости между размером будущей пенсии и стажем, зарплатой работника, а также добровольными взносами в пользу его будущей пенсии - иначе говоря - его личным вкладом в пенсионную систему.

В будущем, а именно в 2014 году, предполагается новая пенсионная реформа.

Будут предприняты попытки не только вернуть страховые взносы на прежние 26 %, но и снизить до 22 %.

Предполагается, что основные пенсионные выплаты будут приходиться на возраст после 73 лет - до 60 % утраченного заработка вместо нынешних 36 %. Для людей постарше предлагается предусмотреть государственную программу обеспечения бесплатными лекарствами. Такое перераспределение нагрузки на Пенсионный Фонд России позволит даже снизить налоговую нагрузку на бизнес. Страховые взносы можно уменьшить с 26 % фонда оплаты труда до 22 %, сохранив нулевую ставку для зарплат выше 720 тыс. рублей в год.

Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть - государство Федеральный законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Программа рассчитана на 10 лет. Государственная поддержка пенсионных накоплений будет предоставлена гражданам, подавшим заявление до 1 октября 2013 года.

К 2020 году Минздравсоцразвития предлагает привязать размер пенсии к стажу. Трудовые и социальные пенсии в России предполагается увеличить к 2020 году в два раза. Сейчас, по официальным данным, средний размер трудовой пенсии в России составляет 171,2 % по отношению к прожиточному минимуму. Примерно такое соотношение сохранится и к 2020 году.

Хотя ПФР постоянно подчеркивает, что все обязательства перед пенсионерами выполняются вовремя и в полном объеме, что выплата пенсий не задерживается, это дается нелегко. Эксперты знают, что доходы ПФР не покрывают текущих расходов на обеспечение пенсионеров. Сейчас дефицит пенсионной системы, который по законодательству компенсирует федеральный бюджет, уже превышает 1 трлн. руб.