logo
Влияние социально–психологических факторов на формирование коллектива класса начальной школы

Введение

формирование детский коллектив

Природа формирования коллектива и коллективных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В коллективе человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. С момента поступления в школу ребенку открывается более широкий мир, состоящий из одноклассников, учителей и других взрослых и детей, проживающих по соседству. В школе происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Большую часть времени дети проводят в контактах с родителями, учителями, другими детьми. Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. В младшем школьном возрасте большее значение для развития ребенка и становление его личности приобретает общение в коллективе сверстников. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Проявляя социальную активность, каждый школьник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности. Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию школьников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

Актуальность: Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе. С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью. Различные социально - психологические факторы по - разному влияют на формирование, сплоченность коллектива и психологический климат в нем. Общение со сверстниками и положительное влияние коллектива играет важную роль в этом возрасте.

С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап становления коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе. Благоприятный психологический климат в коллективе дает возможность ребенку пройти плавно период адаптации без болезненного влияния на его психические процессы. Дети младшего школьного возраста по-прежнему много времени проводят в различных играх, где их партнерами по игре становятся сверстники. Игра является одним из ведущих факторов, способствующих процессу адаптации детей в коллективе класса. В данной работе, нам бы хотелось рассмотреть процесс формирования детского коллектива, под влиянием внеурочной совместной деятельности на основании которой формируются определенные мотивы и цели, в которой ребенок проходит процесс адаптации к новым условиям а исходя из них и способы общения между сверстниками и их влияние на коллектив в целом.

Этой проблемой занимались: Аникеева Н.П. «Психологичский климат в коллективе» (1989), Донцова А.И. «Психология коллектива» (1984), Эльконин Д.Б. «Избранные труды», Кан-Калик В.А. «Основы профессионально-педагогического общения», Коломинский Я.Л. «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе», В.М. Бехтерев «Коллективная рефлексология» (1921), «Объективное изучение личности» (1923). В виду того, что разработка этой проблемы началась очень давно, и в ней было задействовано большое количество педагогов, психологов и общественных деятелей.

Объект - процесс формирования детского коллектива. Предмет - влияние социально-психологических факторов способствующих прогрессивному формированию коллектива начальной школы, а именно: сплоченности, адаптации, межличностных отношений, психологического климата, дружбы и игры на процесс формирования коллектива класса начальной школы

Цель - детально рассмотреть процесс формирования детского коллектива. Выявить и рассмотреть положительное влияние игры, совместной внеурочной деятельности, спортивных мероприятий на сплоченность, межличностные отношения между сверстниками, психологический климат класса и их влияние на процесс формирования коллектива младших школьников. Гипотеза - социально-психологические факторы формирования коллектива, такие как: внеурочные межличностные отношения, психологические игры, направленные на принятие детьми друг друга, совместная деятельность будут способствовать повышению уровня развития коллектива.

Задачи:

· изучить литературу по теме исследования;

· анализ теоретических основ формирования коллектива;

· изучить психологические особенности младшего школьника;

· изучить особенности формирования коллектива на этапе младшего школьного возраста;

· изучить характер взаимоотношений детей в данной возрастной группе и его влияние на формирование психологического климата коллектива класса начальной школы;

· определить основные мотивы, лежащие в основе общения ребенка со сверстниками как фактор влияния на формирование сплоченности коллектива класса;

· изучить положительное влияние совместного проведения игр, спортивных и музыкальных мероприятий на формирование коллектива класса начальной школы;

· Экспериментально исследовать социально-психологические факторы формирования детского коллектива начальной школы.

Методы исследования.

Мы используем теоретические и эмпирические методы, в качестве методического инструментария воспользуемся:

· Социометрия Д. Морено.

· Проективная методика А.Н. Лутошкина.

· Беседа учителем;

· Компьютерная математическая обработка данных исследования.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.