Социальная работа с безработными гражданами

курсовая работа

1.2 Нормативно-правовая база социальной работы с безработными гражданами

Одним из важнейших документов в области международной защиты прав человека - Всеобщая декларация прав человека. Разработана по инициативе США и одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Этот день по решению ООН ежегодно отмечается как Международный день прав человека. В Декларации провозглашены такие важнейшие общедемократические его права и свободы, как право на жизнь, свободу и неприкосновенность, право на свободу мысли, совести и религии, на свободу убеждений, на социальное обеспечение и т.д. Отдельная статья (23) посвящена праву на труд. В ней говорится: «Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту безработицы».

Международная организация труда (МОТ) - специализированное учреждение ООН, созданное в 1919г. в составе действующей тогда Лиги Наций для выработки и принятия международных трудовых норм в области трудовых отношений. Сегодня это единственная организация ООН, в рамках которой представители трудящихся на равной основе с представителями предпринимателей и правительств участвуют в принятии решений по широкому кругу важнейших социально-трудовых вопросов, волнующих трудящихся. Основные принципы построения и деятельности МОТ закреплены в ее основополагающих документах- Филадельфийской декларации (1944 г.) и Уставе МОТ. Они гласят: труд не является товаром; свобода слова и свобода объединения - необходимые условия постоянного прогресса; нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния; все люди независимо от расы, веры или пола имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

В качестве приоритетных в ее деятельности заявлены : разработка международной политики и программ, направленных на улучшение условий труда и жизни трудящихся, на повышение возможностей занятости и поддержку основных прав человека; принятие международных норм, служащих основой для реализации данной политики; содействие общему и профессиональному образованию, проведение соответствующих исследовательских и издательских работ, способствующих реализации программ МОТ. Главными целями организации выступают защита интересов и прав трудящихся путем регламентации рабочего времени; борьба с безработицей; установление гарантий заработной платы и признание принципа равной оплаты за равный труд; защита трудящихся от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, защита трудовых прав и условий труда детей, подростков и женщин, регламентация вопросов социального страхования и социального обеспечения; организация профессионально-технического обучения трудящихся и др. Наиболее важная функция МОТ - принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы. Конвенции обязательны к ратификации всеми государствами - членами МОТ. С этими документами сверяются многие положения трудовых норм в конкретных государствах. Рекомендации МОТ не требуют ратификации, но их положения, как правило, развивают основные идеи соответствующих одноименных конвенций и имеют методическое значение для принятия законодательных актов в той или иной стране. За время своего существования МОТ приняла 176 конвенций и 181 рекомендацию МОТ.

Членами на 2012 год участниками МОТ являются 185 государств в т.ч. Россия, Украина, Беларусь, Узбекистан и др. страны СНГ.

Советский Союз ратифицировал 50 конвенций МОТ; из них Россия как правопреемник СССР приняла к исполнению 43 конвенции МОТ, но сама ратифицировала лишь одну Конвенцию № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин».

Российская Федерация ратифицировал обозначенные положения, и закрепила их в Основном Законе Конституции РФ. В ст.39 Конституции РФ говорится о том, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, по инвалидности, по потере и в других случаях, установленных законом; ст.7 в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. В ст.37- труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Гарантией государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяет Федеральный закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991г.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших) , не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности)- в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

Не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; Подходящей не может считаться работа, если:

-предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. (в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 175-ФЗ).

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде, считается подходящей для граждан: (в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 175-ФЗ)

Гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации. Федеральным органом исполнительной власти является федеральная служба занятости, комитет по труду и социальной поддержке при правительстве РФ.

Также на федеральном уровне существуют постановления, такие как: Постановление Правительства «О финансировании материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.» от 02.07.2007г.; «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан.» от 22.04.1997г.; " О финансировании материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения" от 22.02.2007 г. и т.д.

На региональном уровне приняты законы: «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий несовершеннолетних граждан» от 21.02.2008 г. № 1128-ЗЧО. Согласно этому закону директора Центров занятости населения должны направить несовершеннолетних граждан, особо нуждающихся в трудоустройстве, зарегистрированных в Центре Занятости населения в организации для трудоустройства в счет установленной квоты.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, распространяют свое действие в пределах соответствующих субъектов РФ.

Региональным органом исполнительной власти является Министерство социальной защиты. На региональном уровне важное значение имеют также: территориальное отделение Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, территориального фонда обязательного медицинского страхования, управление государственной службы занятости, и т.д.

Делись добром ;)