logo
Влияние характера социализации личности в студенческой среде на изучение языков

I.2. Место языковых норм в ценностных ориентациях в постсоветском пространстве

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения характер движущих сил, лежащих в основе катаклизмов, произошедших на территории бывшего СССР: последние носят глобальный характер. Есть закономерности общего исторического развития человечества, которым подчинены все страны и народы, вне зависимости от уровня их социально-экономического развития, политического строя, воспринятых культурных ценностей. Все эти закономерности исходят из природных предпосылок, общности земного существования, потенциала человеческой природы, "облагороженного" культурной.

В этот потенциал входит также и система ценностных ориентаций, носящих исторический характер, связанных с культурными доминантами и стереотипами. Огромное разнообразие ценностных ориентаций связано с неповторимостью человеческой натуры, неисчислимыми вариантами ситуаций, в которых эти ценности складываются.

Необходима также стабильность культурных институтов, дающая возможность формирования групповых предпочтений и интересов; ориентации в основном носят массовый характер, складываются в коллективе, семье, общине; они активно участвуют в процессе социализации личности на протяжении всей жизни человека.

Прежде всего определим содержание, т.е. основные компоненты ценностных ориентаций, а также те направления, в рамках которых они подвергаются трансформации. Условно их можно разделить на ценности общечеловеческого бытия и превосходящие ценности. В первую группу входят ценности человеческой жизни (здоровье, среда обитания, неповторимость собственного "Я", гуманитарные ценности). Во вторую группу входят ценности коллективного существования, основанные на общении и различных формах человеческой деятельности (политические, экономические, правовые, национально-этнические, общинные, родовые, стереотипы массового сознания, ценность различных профессиональных групп и сообществ, например, научных и т.д.).

В каждой из групп ценностных ориентаций в той или иной степени заложены мировоззренческие идеи общего, философского плана. Они тоже непостоянны, но выявить здесь определенные закономерности можно. Стержнем философских идей является отношение (оценка) человеком себя, мира, определение своего места в мире. Это делается на локальном (личностном), групповом, общечеловеческом, космическом уровнях. Четыре круга, вложенных одни в другой, расходящихся от единого центра - мыслящего "Я". Какую роль они играют в ценностных предпочтениях личности? Базовой основой этих оценок является общекультурная подготовка человека, а также характеристика его психофизических сил. Это - исторические условия, в которых он живет, а также его возраст, пол, социальное положение, уровень образования, и т.д.

Таким образом, судить об оценке человеком себя и мира можно, лишь зная общее содержание мировоззренческого подтекста развития и становления человеческого самосознания. В советской империи такой подтекст был основан на популистских идеях равенства, справедливости и благоденствия казарменного коммунизма, подкрепляемых усиленно муссируемым образом врага (в самых разнообразных вариантах). Эти идеи имели национальную и интернациональную окраску, они закреплялись в сознании людей с помощью образно-эмоциональных форм внушения (кино, живопись, музыка, монументальное и прикладное искусство, литература, поэзия), а также различных видов пропаганды и агитации. Богатые природные и человеческие ресурсы были приведены в действие с помощью хорошо налаженного механизма функционирования власти, основанной на "демократическом централизме", строгой иерархии управленческой пирамиды, а также системы тотального воздействия на сознание людей, в том числе и через формирование общемировоззренческих философских посылок.

Искажению подвергались представления о человеке и обществе; общеизвестно предвзятое отношение в годы советской власти к генетике, ряду гуманитарных и общественных дисциплин, поступательно развивавшихся на Западе. Оттепель, наступившая в годы перестройки, лишь начала ломку старых представлений, завершить которую нам не удается до сих пор. Сейчас мы переживаем очень ответственный этап трансформации фундаментальных представлений о себе и мире. Если развал СССР был началом этого процесса, то конец представляется нам не близким (по крайней мере это займет ближайшие 30 лет) и не совсем радостным, поскольку к проблемам собственно перестроечного плана, имеющих отношение к постсоветскому пространству, следует добавить проблемы глобального уровня, игнорирование которых может завершиться катастрофой вселенского масштаба.

Хочу назвать качества мышления, исходя из которых, формируются сегодня в массовом сознании определенные мировоззренческие посылки:

· Открытость кругозора любым инновациям и идеям, т.е. умение воспринимать и обрабатывать их; преодоление косности мышления;

· Толерантность в восприятии социальной информации, умение общаться и действовать в любой среде;

· Экологичность сознания как ведущий фактор мышления, сменивший собой политизацию мышления, до недавних пор являвшейся ведущей стороной общественного сознания;

· Гуманитарность в социальном действии любого уровня, начиная от семьи, кончая межгосударственными отношениями, т.е. учет человеческого фактора (неповторимость каждой личности).

На эти качества накладываются более конкретные проявления человеческой личности, связанные с его социальной средой - семейными, политическими, экономическими, духовно-нравственными, этническими, расовыми и др. отношениями. Здесь уже можно брать конкретный регион, страну, область, социальную группу и выявить мировоззренческие основы, влияющие на ценностные ориентации. Территория постсоветского пространства охватывает собой восточную и западную ветви цивилизации, где изначально переплетались русское славянофильство и западничество, с одной стороны, панисламизм, пантюркизм и идеи туранства и многое другое; с другой стороны или говоря в целом - этническое самосознание, пропитанное политическими, религиозными, художественно-образными, обрядово-бытовыми формами самовыражения, подгоняемое и ограничиваемое вышеуказанными общецивилизационными проявлениями человеческого общежития, к которым следует добавить особенности развития советского самосознания. Ученые исследуют пути развития русского самосознания; это проблемы "эстетики ухода", сложных взаимоотношений между государством и церковью, интернационализма, как идеологии, и т.д., которые явным или неявным образом тормозили формирование этнической самоидентификации, отрицательно влияя тем самым на мощь государства, а сейчас тормозит формирование новой модели российского общества.

Имеются, на наш взгляд, качества - показатели русской ментальности, - которые соответствуют действительности, причем они проявляются везде, где бы ни поселялись русские - и на родине, и за границей. Я бы сказала, что эти качества оказывали и оказывают определенное влияние на самосознание других народов, в особенности бывших народов СССР (в положительном смысле).

Как в условиях распада СССР, когда судьба многих миллионов людей стала зависеть от ряда других общих и конкретных факторов развития, стали формироваться новые ценностные ориентации, в том числе и психологическая основа этих идей (ориентаций)?

Я бы хотела остановиться на особенностях этого процесса сегодня. Вначале обрисуем общие, характерные для каждого региона особенности. Общие духовные условия для формирования ценностного отношения к жизни (язык, религия, художественное творчество, этнографические показатели (быт, обычаи традиции), а также наиболее общие мировоззренческие установки самоидентификации (менталитет) претерпели существенные изменения; здесь рядом идут два противоположных процесса: с одной стороны, самобытность духовной жизни разрушается, с другой, стимулируется развитие ее отдельных частей и в целом.

Социальная идентичность (составными элементами которой являются этническая, семейная, политическая, культурно-идейная и др.) играет здесь важную роль, т.е. здесь формируется самосознание, характер воспринимаемых новых идей и ценностей, в том числе связанных с философией. Формирование социальной идентичности происходит в условиях быстрого роста городского населения, в том числе и за счет миграции, изменений и в сельской жизни. В целом скорость и темпы жизни возросли, происходит трансформация традиционного уклада жизни, формирующая новая культура носит эклектичный, "мозаичный" (Мак Клюэн) характер. Отношение к себе и жизни носит прагматичный характер, оценки и стереотипы быстро сменяют друг друга. Базовые представления мировоззренческого плана все более унифицируются, об этом свидетельствуют процессы, происходящие в общих духовных предпосылках - языке, религии, научном и художественном творчестве и т.д. Они (представления) перестраиваются в пользу научного мышления, с элементами эзотерического и интуитивного.

Большую роль в формировании психологических оснований ценностных ориентаций все еще играют советские мифологемы и стереотипы мышления (марксизм-ленинизм и т.д.). Вместе с тем хочется выделить слой стереотипов чисто "русских", связанных с представлениями о великодушных, скромных, нетерпимых к лжи и несправедливости и трудолюбивых людях, умеющих и поработать, и хорошо отдохнуть. Большую роль здесь играет русский язык, ставший для миллионов россиян вторым родным языком. Очень многие представления об универсальных ценностях в самосознание людей внедрились именно с русским языком, через него. Знание языков, их сочетание и соотношение однозначно отражается на мировосприятии человека, его интеллектуальных качествах. В этом смысле небезынтересно проследить формирование ценностных ориентаций в условиях новых билингвизмов, когда наряду с русским, широко распространяются английский и другие языки ближнего и дальнего Зарубежья.

Самая главная тенденция в исследуемом вопросе - освоение постсоветского пространства в сознании на совершенно новых основаниях - без идеологического диктата, но с духовно-нравственными ограничениями общечеловеческого плана. Восприятие себя и других, однако, здесь "отягощено" раскрепощением этнического самосознания вплоть до национального эгоизма и ксенофобии. В таких условиях необходимо приложить все усилия по формированию толерантности, расширению взаимовыгодного экономического и политического сотрудничества, в особенности в области образования. Хотя мировое развитие во многом определяется геополитическими интересами супердержав, к которым, несомненно, относится и Россия, ее ближнее зарубежье, в том числе и территория бывших Советов, все еще связано (и будет связана всегда) с ней многими историческими узами, которые определяют дух эпохи, характер отношения к жизни, самосознание каждого человека. Считаем, что процесс формирования ценностных ориентаций людей, когда объединенных в Советской державе имеет очень много общего, в том числе относительно его философских оснований.