logo
Социальная работа с пожилыми людьми в КГАУ СО "Приморский центр социального обслуживания населения" и его отделении в Лесозаводском филиале по Кировскому муниципальному району

1.2 Нормативно-правовая база для социальной работы с пожилыми людьми в Российской Федерации

Чтобы успешно работать с пожилыми людьми, социальному работнику нужно знать их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, быть хорошо осведомленным о достижениях науки и практики в этом направлении, а также хорошо знать законодательную базу. Результатом развития законодательства о социальной работе с лицами пожилого возраста за последние годы является создание достаточно прочной системы социального обеспечения населения.

Нормативно-правовой базой для работы с пожилыми людьми на мировом уровне являются международные документы: ООН, ВОЗ, МОТ, конвенция о правах пожилого человека.

Концептуальные взгляды Организации Объединенных Наций на место и роль пожилых людей были отражены в Принципах ООН в отношении пожилых лиц, принятых Генеральной Ассамблеей в 1991г. Эти принципы предусматривают обеспечение пожилых граждан: [27, с. 9-102].

- продовольствием, жильем, одеждой и медицинским обслуживанием; возможностью заниматься приносящей доход деятельностью, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, находиться как можно дольше в домашних условиях; возможностью активно участвовать в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики и создавать свои движения и ассоциации;

- уходом и заботой со стороны семьи и общины, медицинским обслуживанием в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального благосостояния и предупреждения заболеваний; возможностью получать социальные и правовые услуги, услуги попечительских учреждений; возможностью пользоваться в любом социальном учреждении правами человека и основными свободами, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни;

- возможностью всесторонней реализации своего потенциала, то есть доступа к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха;

- возможностью вести достойный и безопасный образ жизни, то есть, не подвергаясь эксплуатации, физическому или психологическому насилию, а также иметь право на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса.

Особые интересы пожилых людей нашли отражение в конвенциях и рекомендациях Международной Организации Труда (МОТ): [20, с. 98].

- о минимальных нормах социального обеспечения и установлении прожиточного минимума (1952 г.);

- об основных целях и нормах социальной политики (1962 г.);

- о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (1975 г.);

- о пожилых трудящихся (1980 г.)

В заключительных документах (Декларации и Программе действий) Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития, проходившей в Копенгагене 6-12 марта 1995г., Главы государств и правительств взяли на себя обязательства обеспечения более благоприятных условий для пожилых людей как одной из основных целей устойчивого социального развития, а также проявление особого внимания к их заботам и потребностям [20, с. 109].

Правовое обеспечение граждан пожилого возраста в Российской Федерации на федеральном уровне регламентируется прежде всего Конституцией РФ, в которой в соответствии со ст. 41 пожилые люди имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Конституция РФ включает и право на социальное обеспечение (п.2 ст.39). Ст. 39 конкретизирует это положение, указывая на объективные обстоятельства и случаи, закрепляя их законом. К системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую и лекарственную помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан [1].

Наличие же соответствующих федеральных законов и целевых программ является необходимой гарантией для реализации гражданами своего конституционного права на социальное обеспечение. К основным федеральным законам относятся:

- Федеральный закон « Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ определяет, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» [3].

- Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ. устанавливает «правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом» [21, с. 28].

- Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ регулирует «отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе» [2].

В соответствии с Законом, деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов должна строиться на следующих принципах: [22, с. 123].

- соблюдения прав человека и гражданина;

- предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

- обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

- преемственности всех видов социального обслуживания;

- ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

- приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

- ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

К лицам пожилого возраста, имеющим право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания в соответствии с действующим законодательством, относятся женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению [2]. В Законе подробно изложены перечень услуг, входящих в социальное обслуживание; принципы деятельности в сфере социального обслуживания; условия организации в сфере социального обслуживания; формы и виды социально-медицинского обслуживания. Именно на основании этого Закона в России созданы многие центры социального обслуживания, поскольку в нем подробно рассмотрены цели, задачи, принципы организации деятельности этих центров [2].

- Федеральный закон от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» определяет гарантии социальной защиты ветеранов в РФ (в том числе инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий) в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь. Определены категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда [21, с. 87].

- Федеральным законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. за №340-1 установлено, что пенсионные отношения регулируются лишь этим законом, то есть изменение условий и норм пенсионного обеспечения осуществляется не иначе как путём внесения изменений и дополнений в настоящий закон [25, с. 92].

Целью данного закона является обеспечение стабильности достигнутого уровня пенсионного обеспечения и его повышения по мере роста благосостояния трудящихся.

Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается в законе труд и его результаты. В законе все пенсии подразделяются на две группы - трудовые пенсии и социальные пенсии. Трудовых пенсий, т.е. пенсий, которые устанавливаются в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в трудовой стаж, четыре вида: [25, с. 96].

- по старости;

- по инвалидности;

- по случаю потери кормильца;

- за выслугу лет.

Соответственно в законе названы основания для назначения этих пенсий.

Постановлением Правительства РФ «О федеральном перечне гарантировано государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» в соответствии с Федеральным Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» утверждаются социальные услуги, которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: материально-бытовые услуги, услуги по организации питания, быта, досуга; социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги; правовые услуги; содействие в организации ритуальных услуг [4].

Определенное значение имеют такие законодательные акты, как приказ Минздрава РФ «О создании отделений социально-медицинской помощи на дому» от 27.12.1994г., постановление Правительства РФ от 25.11.1995г «О федеральном перечне гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» [13, с. 62-65].

Федеральные целевые программы должны создавать условия, соответствующие требованиям и нормам цивилизованного государства, при которых пожилой человек, как и любой гражданин, имеет право на равных условиях получить образование, трудиться, материально обеспечивать себя и иметь доступ ко всем объектам социальной, медицинской, производственной и хозяйственной инфраструктур. В федеральной программе «Старшее поколение» разработаны мероприятия, направленные на комплексное решение вопросов усиления социальной защищенности граждан старшего поколения (обеспечение правовой защиты; совершенствование охраны здоровья; поддержание жизнеспособности и активности; повышение материальной обеспеченности; оптимизация среды жизнедеятельности; предоставление помощи и услуг с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья; создание благоприятных условий для реализации интеллектуальных, культурных потребностей и личностного потенциала в пожилом возрасте); мероприятия по улучшению условий функционирования государственных систем и служб, осуществляющих деятельность в интересах пожилых людей (научно-методологическое обеспечение, проведение научных исследований, совершенствование статистической базы, информатизация проблем старения населения) [42, с. 68].

Положения федерального законодательства конкретизируются в нормативных актах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также локальных документах социальных служб и учреждений социальной защиты населения.

На региональном уровне действуют законодательные акты и программы, основанные на федеральных законах, но определяются спецификой региона его природными, климатическими, экономическими, демографическими и другими показателями. На территории Приморского края социальная работа с пожилыми людьми регулируется Законом Приморского края от 29.12.2004г. №199-КЗ «О социальном обслуживании населения в Приморском крае», Постановлением Губернатора Приморского края от 14.02.2005г. №38-пг «О порядке и условиях социального обслуживания на дому и социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Приморского края» [31], и другими документами.

Содержание социальной работы с пожилыми и престарелыми на муниципальном уровне определяется Положением «Об отделении социального обслуживания на дому», которое разработано на основании законов РФ, нормативно-правовых актов Приморского края, локально-нормативных актов краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания «Приморский центр социального обслуживания населения».

Таким образом, нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян, выглядит достаточно ёмко.

Применительно к лицам пожилого возраста в Российской Федерации охраняется здоровье, устанавливаются государственные пенсии и пособия, обеспечиваются государственная поддержка пожилых граждан через систему социальных служб и иные гарантии социальной защиты. Она представлена законодательством, как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющие систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года.

1.3 Структура и технологии социальной работы с пожилыми людьми

Социальная работа с пожилыми людьми является одним из наиболее важных направлений в сфере социальной защиты населения. Стратегическая значимость этого направления обусловлена таким явлением, как демографическое старение населения, когда поступательно увеличивается доля граждан пожилого возраста в общем объеме населения [24, с. 153].

Основными технологиями социальной работы с пожилыми и престарелыми являются:

- социально-бытовое обслуживание;

- медико-социальная реабилитация;

- социальное попечительство;

- оказание психологической помощи [23, с. 104].

Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста является одной из основных и востребованных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

Результатом социального обслуживания на дому является оказание всесторонней помощи гражданам пожилого возраста с учетом их интересов, состояния здоровья, специфики ситуации, материальных возможностей и других объективных факторов.

Социальное обслуживание на дому осуществляется отделениями социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, входящих в структуру комплексных центров и центров социального обслуживания населения, и некоторых домов-интернатов, предусматривает для граждан пожилого возраста и инвалидов возможность получения социальных услуг, как на бесплатной основе, так и на условиях оплаты (платных социальных услуг).

На социальное обслуживание на дому принимаются граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельного удовлетворения своих основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению [23, с. 156].

Гражданам пожилого возраста предоставляются социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-экономические и социально-правовые услуги. Отделениями надомного социального обслуживания предоставляются социально-бытовые услуги по покупке и доставке на дом продуктов питания, товаров первой необходимости, содействию в приготовлении пищи, уборке жилых помещений, стирке белья, содействие в оплате жилья и коммунальных услуг и иные жизненно важные услуги, направленные на удовлетворение повседневных потребностей граждан. В числе социально-медицинских услуг - обеспечение ухода, наблюдение за состоянием здоровья, проведение медицинских процедур, приобретение и доставка на дом лекарственных средств и изделий медицинского назначения и другие. Наряду с этим граждане получают необходимую психологическую помощь, консультации по социально-правовым и социально-экономическим вопросам, им оказывается помощь в оформлении документов, получении установленных законодательством мер социальной поддержки и прочее [33, с. 96].

Отделения срочного социального обслуживания оказывают услуги разового характера: содействие в разовом обеспечении остро нуждающихся бесплатным питанием или продуктовым набором, одеждой, обувью и предметами первой необходимости, оказание социально-психологической помощи, консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание, помощь в оформлении документов, имеющих юридическое значение, иные услуги.

В отделениях дневного пребывания с учетом возраста и состояния здоровья граждан проводятся оздоровительные и культурно-досуговые (экскурсии, посещение театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники и др.) мероприятия, организуется работа кружков и клубов по интересам, оказывается психологическая поддержка и консультативная помощь.

Социально-реабилитационными отделениями в соответствии с физическими возможностями граждан предоставляется комплекс социальных услуг, направленных на восстановление утраченных вследствие болезни или инвалидности функций организма, приспособление граждан к изменяющимся социальным и экономическим условиям жизни. Клиентам оказывается содействие в получении средств ухода и реабилитации и помощь в их использовании, получении образования и (или) профессии, психологическая поддержка, консультирование по социально-правовым и социально-экономическим вопросам [28, с. 123-127].

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, находящимся в сложной жизненной ситуации, социальные услуги могут предоставляться в отделениях временного проживания, которыми наряду с социально-бытовыми и социально-медицинскими услугами оказывается содействие в преодолении возникших трудностей, в первую очередь, психологическая, правовая, материальная помощь.

В социально-оздоровительном центре пожилым людям предоставляются услуги, способствующие профилактике хронических заболеваний, продлению активного долголетия: оздоровительные и культурно-досуговые мероприятия, работа кружков и клубов по интересам, психологическая и консультативная помощь.

Деятельность центра социальной адаптации ориентирована на оказание социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий, гражданам в иной трудной жизненной ситуации, в числе которых содействие в восстановлении утерянных (утраченных) документов, регистрации по месту пребывания, оформлении инвалидности, пенсии, социальных выплат, а также медико-социальная и правовая помощь, психологическая поддержка.

Вместе с этим гражданам пожилого возраста и инвалидам предоставляются дополнительные платные услуги по утвержденным тарифам: содействие в ремонте и уборке жилья, обработке земельного участка, обеспечении топливом, приготовлении пищи, стирке белья, мелком ремонте одежды, проведении мероприятий социально-медицинского характера, транспортные и др. услуги.

Существенное значение в условиях кризисной обстановки в России имеет адресная социальная помощь пожилым людям. Она оказывается в первую очередь наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет [29, с. 97].

Одной из новых форм обслуживания одиноких пожилых людей, живущих в отдаленных пунктах, является организация так называемых поездов милосердия. В их составе врачи различных специальностей, социальные работники. Они оказывают разнообразную помощь: медицинскую, социальную, бытовую, консультативную.

Еще одним видом социальной работы с пожилыми людьми является попечительство. Попечительство над пожилыми людьми - одно из основных направлений в социальной работе с ними.

Формы попечительства весьма разнообразны. Главная из них - функционирование системы домов-интернатов. Сейчас этих домов в России - 959 [30, с. 107]. Но потребность в домах-интернатах общего пользования снизилась. Это объясняется тем, что расширяется практика оказания помощи на дому нетрудоспособным гражданам. Сейчас в дома-интернаты поступают люди, полностью утратившие способность передвигаться и требующие за собой постоянного ухода.

Наиболее распространенные причины, по которым пожилые люди оказываются в домах-интернатах это: одиночество (48,8%); неудовлетворительное состояние здоровья (30%); конфликт в семье и инициатива родственников (19%) [30, с. 112].

В домах-интернатах общего типа престарелым помогают психологически адаптироваться к новым условиям, осуществляется медицинское обслуживание, предусмотрен целый комплекс мероприятий реабилитационного характера (например, лечебно-трудовые мастерские).

Среди жителей домов - интернатов можно выделить три группы лиц:

- приехавшие сюда по желанию одинокие;