Социальные проблемы молодых семей в современном обществе
1.3 Исследование социальных проблем студенческой семьи
Большинство россиян живут в семьях, общее их число более 40 млн. Массовая семья состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми. Неполные семьи без супружеской пары составляют около 19%. Это чаще всего сольная семья матери с детьми. Современная массовая семья получила в социологии название нуклеарная.
Нуклеарная семья состоит из одной брачной пары, т.е. ее основной признак - автономность. Вторая ее черта - малодетность. Соотношение удельного веса между основными типами семьи в России по структурному признаку следующие:
нуклеарная семья - около 80%;
неполная семья - около 19%;
сложная семья;
с несколькими брачными парами и многодетная - 1%. В России сохраняется стойкая ориентация населения на брак. За последние десятилетия существенно изменилось добрачное поведение молодежи: перестали действовать традиционные установки на добрачное целомудрие.
Социологическое исследование проблем молодых семей было проведено в центре социальной помощи семье и детям "Восточное Дегунино", расположенного по адресу: 127591. Москва, ул. 800-летия Москвы, д.26, корп. 1, которое показало следующие результаты.
Добрачный период. Изучая добрачное поведение студентов, следуя логике жизни, опрос социологами МГУ был начат с мнения студентов о периоде ухаживания, сущности добрачных отношений. Почти 94% студентов обоего пола допускают добрачный сексуальный опыт. При этом среди 6% принципиально не допускающих добрачную сексуальную связь женщин в 4 раза больше, чем мужчин. Четвертая часть "взрослых" респондентов (25%) - родители, бабушки, дедушки - решительно настроены против добрачного секса [35].
Большой интерес представляют мотивы добрачных сексуальных связей.
Ранжировка мотивов добрачной сексуальной связи у женщин (в % к опрошенным)
Лучше узнать партнера - 33,3
Для гармоничной семейной жизни - 13,0
Личное дело каждого - 13,0
Продолжение чувств - 10,2
Необходимость удовлетворения сексуальных потребностей - 4,4
Необходимость приобретения опыта - 4,4
Разное - 21,7
Ранжировка мотивов добрачной сексуальной связи у мужчин (в % к опрошенным)
Удовлетворение сексуальных потребностей - 22,0
Необходимость лучше узнать друг друга - 19,4
Для гармоничной семейной жизни - 16,0
Необходимость приобретения опыта - 11,1
Личное дело каждого - 8,3
Продолжение чувств - 2,0
Разное - 19,4.
Обращает на себя внимание, что более 20% студентов обоего пола затруднились обосновать необходимость сексуального опыта [36].
Очевидно, что нравственно-этическая позиция молодежи резко отличается от установок старших поколений. У молодых людей, живущих в столице, выбравших престижные профессии, упала запретительная норма, предписывающая добрачное целомудрие. Можно предположить, что в условиях села, поселка городского типа или малого города, где социальный контроль осуществляется в процессе непосредственного соседского общения, результаты могут быть иными. Эта проблема требует специального исследования.
Социологи МГУ выяснили, что средний возраст начала сексуальной жизни у московских студентов составляет немногим более 17 лет. Средний возраст начала половой жизни в мире - 17,4 года. "Первое место" в мире занимают американские подростки, занимающиеся сексом в среднем с 15 лет. Социологам удалось обнаружить, что при всей раскованности поведения молодежи одна треть девушек студенток к третьему курсу, т.е. примерно к 19-20 годам, еще не имеют сексуального опыта. Тогда как 50% старшеклассников обоего пола уже не девственники. Изучая структуру мотивов добрачных сексуальных связей у студентов обоего пола, мы обнаружили совпадение принципиальных позиций во взглядах мужчин и женщин. Самым знаменательным фактом является связь добрачного поведения с проблемой свободы личности, выбора жизненной стратегии. Возможность выбора в сфере сексуальных отношений представители молодой интеллигенции рассматривают как вариант свободы воли, демократическое право личности. Выявленная тенденция в нравственной позиции молодежи свидетельствует о глубокой эволюции отношений между полами в нашем обществе в сторону их большей эгалитарности, демократизации. Большую разницу во взглядах и сексуальном поведении молодежи по сравнению со старшими поколениями нельзя рассматривать как падение нравов, всеобщую распущенность, гибель семейных ценностей. Такие оценки поверхностны, а зачастую циничны. Добрачный сексуальный опыт многие студенты обоего пола оценивают как подготовку к браку для определения сексуальной совместимости. Отвечая на открытые вопросы анкеты, они написали: "В сексе человек бывает самим собой... Сексуальный опыт необходим, чтобы не было разочарования..." [9, c. 5-7]. Подавляющая часть ответов сводится к мысли, что сексуальные отношения - важнейшая составная часть семейных отношений, поэтому нужен добрачный опыт при серьезном отношении друг к другу.
При массовом совпадении мужских и женских оценок добрачного поведения ощутимы и серьезные различия в жизненных целях и настроениях девушек и юношей. Ответы женщин часто отражают конфликт между нравственными нормами и конкретной жизненной ситуацией. Так, большинство студенток предпочли бы добрачную связь только с будущим супругом, тогда как у мужчин не существует подобной установки. Очевидно, что у многих молодых мужчин секс не связан с ответственностью за судьбу женщины. Здесь явственно проступает обратная сторона женской доступности, которой нередко пользуются мужчины.
В специальном исследовании, посвященном особенностям брачного выбора в России, выявлена современная ориентация молодежи на брак не с целью создать семью, а узаконить сексуальные отношения. Это наводит на размышления о том, что при всей эволюции отношений между полами в сторону демократизма российская традиция толкает молодежь на заключение брака ради соблюдения приличий.
Взгляды студентов на характер добрачных отношений коррелируют с мотивацией вступления в брак. Социологи отмечают нерациональный подход к заключению брака со стороны российской молодежи.
Ранжировка мотивов вступления в брак [7].
Женщины:
Любовь
Расчет
Беременность
Желание создать семейный очаг и иметь детей
Самостоятельность от родителей
Мужчины:
Любовь
2.Желание создать семейный очаг и иметь детей.
Беременность
Самостоятельность от родителей
Расчет
Многое изменилось за последние годы в нашей социальной жизни; разрушены важнейшие нравственные ценности. Но даже в условиях глубочайшего общественного кризиса, так называемой аномии, национальный характер не может целиком нарушиться. Как и много лет назад, молодежь ориентируется на любовь, оценивая ее в качестве основного мотива создания семьи. Социологи МГУ выявили, что любовь занимает главное место в системе жизненных ценностей столичных студентов. Вероятно, этот социологический факт можно считать показателем нравственного здоровья российского общества. Вместе с тем поражает, что девушки поставили расчет на второе место после любви. У мужчин расчет при вступлении в брак занимает последнее место. У мужчин желание создать семейный очаг занимает второе место после мотива "любовь", у женщин - четвертое. Можно констатировать, что мотивация брака существенно не изменилась за последние годы [12].
В обществе по-прежнему существуют три основных мотива заключения брака: любовь, стереотип - "делай как все", и расчет. Новым является более выраженный мотив расчета.
Весьма характерны требования, предъявляемые своему избраннику или избраннице. Ни мужчины, ни женщины не поставили на первое место внешнюю привлекательность. У мужчин этот признак находится на 4-м месте, у женщин - 6-м. Прежде всего студенты выдвигают гомогенные социальные требования к будущему супругу или супруге: ум, интеллект. Затем идут универсальные нравственные ценности: доброта, порядочность, надежность, верность и любовь к детям, преданность семье, скромность, терпеливость.
Современные интеллигентные молодые женщины хотят, чтобы их будущие мужья прежде всего были способны обеспечить семью материально, были уверенны в своих силах, вели здоровый образ жизни, не имели вредных привычек. Предприимчивый, оптимистичный, морально и физически гармоничный, тактичный, обладающий чувством юмора, благоразумный - эти качества должны быть присущи, по мнению опрошенных студенток, современным молодым людям.
Мужчины видят свой идеал в традиционно женских добродетелях - верности, женственности, скромности, домовитости, добром нраве. Студенты обоего пола считают обязательным качеством супруга способность к взаимопониманию. В данном исследовании студенты рассуждают как бы теоретически, задумываясь над своим будущем, определяя жизненные стратегии. Весьма показательны результаты, полученные при опросе пар, подающих заявления на регистрацию брака впервые. Возраст от 21-29 лет. Анкеты жених и невеста заполняли отдельно друг от друга [29].
Только у 20% вступающих в брак молодых оценки характера друг друга взаимоположительны.
Таблица 1 - Черты характера, беспокоящие будущих супругов, %
Черты характера
|
Невеста
|
Жених
|
|
Характер будущего супруга беспокоит
|
54
|
53
|
|
Упрямство
|
50
|
55
|
|
Плохое настроение
|
52
|
55
|
|
Излишняя критичность
|
42
|
43
|
|
Пристрастие к спиртному
|
37
|
38
|
|
Замкнутость
|
37
|
38
|
|
Неправильное поведение на людях
|
35
|
32
|
|
Черты характера
|
Невеста
|
Жених
|
|
Ненадежность в делах
|
25
|
26
|
|
Ревность
|
29
|
27
|
|
Желание добиться превосходства
|
18
|
24
|
|
|
- Больше половины женихов и невест еще до брака неудовлетворены характером друг друга. Поражает, что около 40% женихов обеспокоены приверженностью к спиртному своей будущей жены.
- Вместе с тем будущие супруги уверены, что после свадьбы им будет легче исправить то, что им не нравится в партнере.
- Только 19% опрошенных склонны решать конфликты эффективно. Половина женихов и невест ссорятся "из-за пустяков" до брака.
- Только у 20% пар совпадают ролевые ожидания. Так, у 88% пар намечаются значительные проблемы в отношении финансовой сферы уже в добрачный период. Это касается прежде всего способов получения и распределения денег.
- Особый интерес вызывают результаты, раскрывающие взаимоотношения вступающих в брак с родителями. Социологи отмечают напряженность отношений между родителями и детьми в родительской семье. В зоне конфликтности с родителями находится до 3/4 детей, 15% родителей применяют физические наказания. Семейная жизнь родителей является образцом только для 28% юношей и девушек. Лишь 1/3 детей хотели бы быть похожими на своих родителей [23].
- Невесты и женихи показали, что у 1/4 женихов и невест к моменту подачи заявлений родители не знакомы с будущей невесткой или зятем. Только 16% из них уживаются с родителями, остальные указывают на постоянные конфликты со своими родителями и противоположной стороной. Более 55% студентов обоего пола намереваются сделать свой выбор супруга, пренебрегая мнением родителей.
- Сыновья чаще, чем дочери, считаются с мнением родителей. Пробивает себе дорогу новая тенденция, связанная с убывающей инфантильностью, стремлением устроить свою судьбу самостоятельно.
- Около 40% студентов-мужчин отрицают ранние браки. В беседах с социологами они отмечали, что жениться надо, добившись полной материальной независимости от родителей. Молодые неженатые мужчины имеют внутреннюю установку на самостоятельность и автономию.
- Больше половины студентов обоего пола считают, что заключать брак надо со сверстниками в интервале от 21 до 25 лет.
- Зоной будущих конфликтов в семье могут быть взаимоотношения с друзьями. Эти отношения даже в добрачный период у 86% являются напряженными с обеих сторон. Только 14% не испытывают подобных трудностей [33].
- Отношение к будущему родительству является сильной стороной у 28% пар. У остальных ожидания, связанные с появлением ребенка, либо не совпадают, либо не соответствуют реальным трудностям. 30-50% будущих супругов вообще не задумываются о проблемах родительства. Более 40% по этому вопросу уже в добрачный период не находят взаимопонимания.
- Мнение о характере досуга совпадает только у 18% респондентов.
- Самой согласованной сферой оказалась сексуальная - 70% пар [9].
- Таким образом, уровень подготовленности молодежи к браку является крайне низким. Преобладает не рациональный, а эмоциональный подход к браку, завышенный романтизм, отсутствие важнейших психологических и бытовых навыков.
- Брачный период. Большинство молодежи вступающей в брак уверены, что все трудности, наметившиеся во взаимоотношениях в добрачный период, исчезнут после заключения брака.
- Весьма показательно изменение ценностных ориентации у вступающих в брак и разводящихся. У молодоженов среди ценностей брака на первом месте: любовь, нежность, взаимное уважение, верность, деликатность.
- Супруги, решившиеся на развод, пришли к переоценке ценностей. Мужчины более высоко, чем до брака, оценивают взаимное доверие, нежность, любовь. Женщины не подвергают переоценке значение чувства любви. Поразительно меняется в связи с отрицательным семейным опытом оценка женщинами трезвости. В структуре ценностей этот показатель перемещается с тринадцатого места, которое он занимал у невест, на первое - у разводящейся женщины. Половина разводов и семейных неурядиц вызывается пьянством. Пьянство стоит на первом месте среди причин разводов.
- Социологи отмечают у женщин большую, чем у мужчин, стабильность точек зрения на приверженность браку. Самыми неприятными чертами характера разводящиеся назвали раздражительность, упрямство, нечестность, неряшливость.
- По мнению разводящихся обоего пола, семейному благополучию должны сопутствовать единство интересов супругов, умение считаться с привычками и особенностями характера друг друга.
- Большее значение, чем вступающие в брак, разводящиеся придают хорошим материальным условиям семейной жизни. Это трезвое суждение определено жизненными реалиями.
- Разводящиеся почти не переоценивают такие важные моменты совместной жизни, как общность политических и эстетических взглядов. Видимо, хотя конкретные интересы супругов часто расходятся, их мировоззрение редко бывает несовместимым.
- Реалистические ожидания характерны для 0,6%. Имея завышенные, идеализированные представления о браке, молодые супруги быстро испытывают разочарование. Трудности семейной жизни переносятся на личность супруга, с которым трудно ладить.
- В связи с политикой официального интернационализма в советские времена поощрялись межнациональные браки. Они составляли 15% от общего числа брачных союзов. Сегодня этот процесс затормозился в связи с обострением межнациональных отношений. Большинство вступающих в брак стремится создать гомогенную в национальном отношении семью.
- Глобальной современной проблемой во всем мире стала устойчивость брака. Брак утратил пожизненный характер. Свобода расторжения брака зафиксирована в правовых нормах всех государств демократического устройства. Социология рассматривает массовые разводы не как кризис института семьи, а как его обновление.
- Для характеристики брака в литературе употребляются понятия: устойчивость и стабильность брака. Они часто употребляются как синонимы. Однако требуется определенное разграничение этих понятий [1].
- Стабильный брак - это брак, который юридически и фактически не распался. О качественной стороне взаимоотношений в таком браке ничего не известно. Качественную характеристику брака легче дать, оперируя понятием "устойчивый брак", которое предполагает благополучный семейный союз с высоким уровнем удовлетворенности браком со стороны супругов. Очевидно, стабильные браки всегда преобладают над устойчивыми. В условиях усиления кризисного состояния общества, его расслоения социологи констатируют изменение бракоразводных установок супругов в сторону стабилизации брака.
- Социологи, юристы, медики педагоги изучают причины нестабильности современной семьи. Чаще всего распаду семьи способствуют пьянство, неверность супругов, низкая культура поведения, отсутствие сексуальной культуры, неподготовленность к браку. По общему мнению, молодежный брак оказывается хрупким из-за завышенных ожиданий, которые разбиваются о "прозу жизни". Это свидетельство инфантильности, безволия, эгоистических установок у вступающих в брак молодых людей.
Содержание
Похожие материалы