logo
Социологические исследования в системе социальных исследований

1.3 Особенности моделирования

Моделирование социальных процессов преследует множество различных целей и задач. Моделирование позволяет определить оптимальные размеры, а также предсказать поведение системы (например, системы социальной защиты многодетных семей в условиях рыночных отношений). В процессе моделирования анализируется целый ряд факторов, в результате которых обосновываются разные уровни жизни. В отечественной и зарубежной практике принято различать 4 уровня жизни: прожиточный минимум, достаточный, социально необходимый и социально комфортный. Каждый из уровней жизни содержит в себе ряд показателей, в связи с чем при моделировании рассчитываются возможности их осуществления (экономические, организационные, духовные и т.д.); определяются предполагаемые сроки реализации, их прогнозное видение.

Прогностическая модель доходов населения и оплата труда

Прожиточный минимум. Минтрудом России, осуществляющим социальную политику в области труда, занятости и социальной защиты населения, прогнозируются следующие минимальные показатели стоимости жизни прожиточного минимума.

Прогнозирование величины прожиточного минимума до 2009 года производилось в соответствии с Федеральным законом от 20 ноября 2008 г. № 201 -ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» и Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2008 г. № 192, и Методикой исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, утвержденной постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2007 г. № 36/34. По прогнозным оценкам специалистов Минтруда России в 2008 году прожиточный минимум в среднем на душу населения достигнет уровня 2010-2047 руб. В разрезе социально-демографических групп населения его величина для трудоспособного населения составит 2190-2230 руб., пенсионеров -- 1531 -1559 руб. и детей -- 1992-2029 руб.

В соответствии с заложенным в сценарных условиях последовательным повышением уровня жизни, постепенным снижением инфляции до уровня 11 % в 2008 году, Минтрудом России прогнозируется рост реальных располагаемых доходов населения в 2005 -2008 гг. в пределах от 104,5% до 107% в зависимости от варианта прогноза.

В 2008 году покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения значительно увеличится и составит 2,23-2,31 раза против 1,78 раза в 2004 году.

В прогнозном периоде реальные доходы населения будут возрастать более высокими темпами, чем рост ВВП. Так, при обеспечении в 2008 году прироста ВВП по сравнению с 2004 годом на 14,8-18,1 %, реальные доходы населения могут увеличиться за этот период на 23-28%.

Доля денежных доходов населения в ВВП в 2009 году может составить 57,5-57,7%, против 53,0% в 2008 году Увеличение реальных доходов возможно через повышение платежеспособного спроса населения с пополнением бюджетов всех уровней, что окажет положительное влияние на финансовые и экономические

Заработная плата и внутренний валовой продукт. Прогнозные оценки заработной платы Минтруда России базируются на заданных сценарными условиями темпах экономического роста. Прогнозируемый прирост объема ВВП на 2008 -2009 годы по отношению к 2007 году соответственно на 14,8-18,1 % и промышленного производства на 16,1-18,6% дают предпосылки обеспечения повышения заработной платы в абсолютном значении, в том числе реальной заработной платы, при сохранении инфляции на прогнозируемом уровне.

По прогнозу Минтруда России рост реальной заработной платы при сохранении имеющихся тенденций в экономике в 2008-2009 гг. может составить от 105,9% до 107% в год в зависимости от варианта прогноза.

По прогнозу Минтруда России рост реальной заработной платы при сохранении имеющихся тенденций в экономике к 2008 году может составить 28,5% по сравнению с 2007 годом по первому варианту прогноза и 36% -- по второму варианту прогноза.

В 2008 году номинальная заработная плата возросла по сравнению с 2007 годом на 48,3% и достигла 3450 руб. Впервые за последние годы по сравнению с прошлым годом значительно увеличилась (на 22,8%) реальная заработная плата. Однако эти сдвиги пока не внесли перелом в сложившуюся ситуацию.

Средний уровень заработной платы в стране еще крайне низок, в 14 субъектах Российской Федерации средняя заработная плата не достигла еще и прожиточного минимума.

В целом по Российской Федерации доля работников, имеющих заработную плату ниже прожиточного минимума, составляет более 30%.

Для ликвидации такого положения актуальным в ближайшее время является решение проблемы приближения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму и повышение заработной платы работников бюджетной сферы.

С 1 января 2008 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 2000 рублей, что составляет к прогнозируемому в 2008 году уровню прожиточного минимума трудоспособного населения (2550 руб.) 12,6%.

По прогнозу Минтруда России с 1 июля 2009 года предусмотрено довести размер минимальной оплаты труда до 3000 руб. в месяц, в 2010 году--до 3400 руб., в 2011 году-- до 3670 руб., в 2012 году -- до 3890 руб. В результате минимальный размер оплаты труда в 2009 году составит от уровня прожиточного минимума трудоспособного населения 78,5-79,9 %.

Приближение минимального размера оплаты труда к уровню прожиточного минимума в сжатые сроки возможно при решении следующих задач:

S создание полноценных минимальных социальных гарантий оплаты труда наемным работникам;

s сокращение доли работников с заработной платой ниже прожиточного минимума;

S снижение необоснованно высокой дифференциации в заработной плате между различными категориями работающих;

s легализация части заработной платы, которая в настоящее время скрывается от налогообложения.

В процессе практической реализации любых социальных мер возможны альтернативные подходы, непредвиденные ситуации, непредвиденное воздействие тех или иных факторов, что и предполагает множество вариантов моделей, которые отражают измененное сочетание тех или иных социальных факторов, влияющих на исследуемые процессы. И каждая модель может представлять собой один из вариантов развития системы. Отсюда модели, с одной стороны, отражают протекание процесса в настоящем, с другой -- помогают познать, как они будут протекать в будущем. А следовательно, моделирование выполняет функции поиска оптимальных средств управления, составления возможного прогноза.

Одной из практических задач в социальной сфере и в практике моделирования является определение наиболее значимой проблемы и цели ее исследования.

Проблемная ситуация есть основа всякого анализа, именно она является и предметом моделирования. Любая проблемная ситуация имеет объективную и субъективную основу, и важно не допускать абсолютизации ни одной из них.

Объективная сторона проблемной ситуации заключается в противоречии между процессом развития и стремлением к стабилизации, между возникающими потребностями и способами их удовлетворения, между компьютеризацией и ее социальными последствиями, между рыночными отношениями и нравственными устремлениями личности, особенно молодого поколения и т. д.

Применительно к социальной сфере в число субъективных факторов при выявлении и определении проблемной ситуации, ее описании, выработке путей и средств решения и в ходе самого решения входит прежде всего -- понимание значимости этой ситуации, целесообразность ее решения, пересекающиеся в ней мотивы и интересы людей, нуждающихся в разрешении данной ситуации.

Модель социальной системы

Именно это волнует миллионы людей. А особенно теперь, когда слишком многие ценности в мире подвергнуты сомнению.

Многие ученые полагают, что построить модель социальной системы невозможно. В качестве аргументов выдвигают -- ее сложность, многофакторность, высокую динамичность протекающих в ней процессов и многое другое. В этих возражениях против моделирования социальной системы есть рациональные посылки. Конечно, любая модель в определенной мере есть упрощение. Но если рассматривать практическую деятельность человека, связанную с управлением, строительством и созданием городов, с организацией государственной деятельности, то ведь она есть не что иное, как моделирование и модель. Тогда почему не допускать мысль о моделировании социальной жизни в отдельных регионах, городах, странах, расчленяя, естественно, эту проблему на множество задач-моделей и выстраивая на их основе -- более сложные, аккумулирующие в себе новые качества и характеристики, отвечающие требованиям системного подхода? Или наоборот, возможен путь от общего видения, комплексной модели -- к частным моделям, объединенным между собой логической конструктивной связью, взаимодействием и взаимо-полняемостью. Да, они не аксиомы, они будут иметь относительный характер. Но они будут способствовать более объективному анализу настоящего, ростков будущего в нем, развитию способностей к обобщениям, творческому осмыслению имеющегося и возможного, а следовательно, активизировать деятельностную сущность человека по преодолению возникающих противоречий.

Ведь, в принципе, общественные теории -- не что иное, как своеобразные модели. И моделирование социальной системы можно рассматривать как попытку разрешения глобальной проблемы. Но естественно, что подобные модели возможны лишь в результате интеллектуальных, творческих поисков наиболее выдающихся представителей науки.

Необходимо учитывать, что моделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными и социальными методами, на основе междисциплинарного подхода, особенно когда оно используется для исследования глобальных проблем, которые отличаются многоплановостью, охватывающей, по существу, всю жизнедеятельность человека. Моделирование и в таких случаях выступает как многомодульное построение. Оно сохраняет свои сущностные характеристики при моделировании более «низких» проблем социальной сферы, в том числе демографической ситуации в условиях рыночных отношений (в отдельных конкретных регионах), сложных процессов миграции, появления безработных и других процессов. Необходимыми будут многоуровневые модели различных социальных срезов (образование, здравоохранение, сфера услуг, жилье). Они, в сущности своей, -- сложные социальные компоненты. В качестве проблемных моделей могут быть:

уровень жизни пенсионеров (в ближайшие 5 -- 10 лет);

оценка состояния вузовского образования и его тенденции;

женщина и семья в условиях социальных реформ;

духовно-нравственное поведение личности в условиях рыночных отношений;

здоровье населения в условиях экологической опасности;

переквалификация работников из различных социальных групп в условиях рыночных отношений;

экономика здоровья человека (когда экономический эффект будет рассматриваться во взаимосвязи с влиянием на здоровье человека);

профессиональная модель социального работника;

нравственная модель социального работника;

моделирование экологии человека.

Модель проблемной ситуации, как видим, строится при возникновении противоречия. Так, например, моделирование типа социального работника -- гуманного, идущего на защиту человека, с любовью к нему, содержит в себе противоречие, потому что сам он социально не защищен, общественный статус его низок, не имеет он и должной правовой защиты. Или моделирование проблемы «женщина и семья»: с одной стороны -- необходимо укрепление семьи, формирование уважения общества к женщине, проявление заботы о детях, с другой -- высокий уровень безработицы среди женщин (до 70% от общего числа), отсутствие социальных условий для рождения и воспитания детей и т.д.

Проблемная модель находится в органическом единстве с прогнозом. В качестве иллюстративного материала можно рассмотреть прогностическое системное моделирование различных аспектов жизнедеятельности общества, отдельных социальных групп, проблем экологии, миграции и т.д.