Социологические школы в США ХХ века. Идейные направления и представители

контрольная работа

7. Социокультурная динамика по Сорокину

Крупный вклад в развитие американской теоретической социологии внес российский социолог П.А. Сорокин (1889 - 1968), переехавший в США в 1923 году. Его многочисленные фундаментальные труды «Проблема социального равенства», «Система социологии», «Социология революции», «Социальная мобильность», «Социальная и культурная динамика», «Социологические теории сегодня» во многом определили характер и основные направления развития современной социологии. Особенно велик вклад Сорокина в понимание предмета, структуры и роли социологии, механизма и путей социального развития, социальной структуры общества и социальных перемещений, социокультурной динамики.

Общество, по Сорокину, это совокупность людей, находящихся в процессе общения. Феномен социального заключается в связи, имеющей психическую природу и реализующейся в сознании индивидов. Взаимодействие индивидов - это простейшая модель социального явления и универсальная основа социального анализа. Элементами взаимодействия являются индивиды, акты (действия) и проводники общения - язык, письменность, орудия труда, деньги, живопись, музыка. Социология изучает поведение взаимодействующих лиц и выступает как теория «социального поведения», основанного на психофизиологических механизмах рефлекторного типа (акция-реакция). Вся социальная жизнь - это бесконечная цепная реакция «акций - реакций», взаимодействие которых лежит в основе исторического процесса.

В теоретической социологии Сорокин выделял три основных раздела: социальная аналитика (социальная анатомия и морфология), социальная механика, т.е. изучение социальных процессов, социальная генетика, т.е. теория эволюции общественной жизни. Позднее он выделил четвертый раздел - социальную политику, чисто практическую, прикладную дисциплину, формулирующую установки и средства, пользуясь которыми можно достичь цели улучшения жизни общества и человека.

В другой связи Сорокин подразделял социология на общую и специальную. Общая социология - это теория о родовых свойствах, отношениях и закономерностях социокультурных явлений. Она, в свою очередь, подразделяется на общую структурную социологию и общую динамическую социологию. Специальная социология - это теории структуры и динамики соответствующего класса социокультурных явлений, изучаемых в их родовых и повторяющихся аспектах и отношениях (демографическая, аграрная, экономическая социология и т.д.).

По мнению Сорокина, важнейшими характеристиками (признаками) любого общества являются социальная стратификация и социальная мобильность. Социальная стратификация - это выделение социальных слоев и изучение социального неравенства в их положении; система социального неравенства, включающая иерархически организованные и взаимосвязанные социальные слои. Это постоянная характеристика любого организованного общества. Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозглашавших равенство людей. Феодализм и олигархия, по утверждению Сорокина, продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократиях уравнителей. История показала, что нестратифицированное общество с «подлинным равенством» всех членов есть миф, который никогда не может быть реализован на практике; он остается лишь знаменем эгалитаристов и левых радикалов.

Социальная мобильность - это изменение положения людей в рамках системы социальной стратификации. Она есть естественное состояние общества и включает в себя не только социальные перемещения индивидов или групп, но и социальных объектов (ценностей), т.е. всего того, что создано или видоизменено человеком. Мобильность различается по направленности (восходящая и нисходящая), по форме (коллективная и индивидуальная), по интенсивности и масштабности. Существуют также вертикальная мобильность - перемещение индивидов, социальных групп из одной страты (слоя) в другую, при котором существенно меняется их социальное положение, и горизонтальная мобильность - переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне. Вертикальную мобильность Сорокин рассматривал в трех аспектах, соответствующих трем формам социальной стратификации (политическая, экономическая и профессиональная): внутрипрофессиональное и межпрофессиональное перемещение, политическая циркуляция и продвижения по «экономической лестнице». При этом он различал социальную мобильность в т.н. «нормальные» периоды относительной общественной стабильности и в периоды социальной дезорганизации (войны, революционные периоды, голод и т.д.). Если в «нормальные» времена мобильность является процессом постепенным, регулируемым определенными твердыми правилами, то в периоды «великих бедствий» характер мобильности приобретает черты хаоса.

Центральной темой всего творчества Сорокина является социокультура и ее динамика. В широком смысле «социокультура» - это весь тот суперорганический мир, вся та новая вселенная, которые были сотворены человеком. Ее составными частями являются:

1) бесконечно богатая идеологическая вселенная смыслов, объединенных в системы языка, науки, религии, философии, права, этики, литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, драмы, экономических, политических и социальных теорий и т.д.;

2) т.н. материальная культура, представляющая собой воплощение всех этих смыслов в биологической среде, начиная с простых орудий и кончая наисложнейшим оборудованием, книгами, картинами и т.д.;

3) все скрытые и открытые действия, церемонии, ритуалы, поступки, в которых индивиды и группы индивидов осуществляют и применяют тот или иной набор смыслов.

Центральным принципом системы социокультуры является понятие «ценность». Ценность, по Сорокину, есть основа всякой системы. Социокультура - творение человека, но и сам человек является продуктом определенной социокультуры, усвоившим от рождения основных ценности. Все люди вступают в систему социальных отношений под влиянием целого комплекса факторов: бессознательных (рефлекторных), биосознательных (голод, жажда) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. Общество способно производить значения, нормы, ценности, существующие внутри сознательных, конструирующих общество членов. Поэтому понять любое общество и охарактеризовать его можно лишь путем

проникновения в существо присущей ему системы ценностей.

В узком смысле «социокультура» - это одна из цивилизаций. Смена различных цивилизаций составляет исторический прогресс. Каждая цивилизация как социокультура неповторима и уникальна. Она переживает период зарождения, расцвета и упадка. Система ценностей устаревает и меняется, ей на смену приходит другая, коренным образом меняющая социомир. Социология Сорокина носит название интегральной. По Сорокину, интегральный подход в равной мере применим при описании индивидуального типажа или культурной ценности. Любой индивид вписан в систему культурных ценностей - значений - норм, а его бессознательные мотивы и биосознательные стимулы контролируются и подчиняются его социосознательному «эго». Культура также становится интегральной лишь тогда, когда общество добивается успеха, балансируя и гармонизируя энергию людей, отданную на службу Истине, Красоте, Добру. Подобный «интегрализм» характеризуется логикозначимой взаимосвязью всех существенных компонентов личности или культуры. Модель «интегральной» культурной сверхсистемы дает значительно больше для полноценного и адекватного определения и описания культуры, чем традиционные социологические, антропологические или культурологические методы. По Сорокину, базовые факты социологии ментальны по своей природе, а поэтому могут быть поняты лишь в категориях человеческого социокультурного универсума как чего-то целого. Отсюда вытекают три отличительные системы истины: истина веры, разума и чувств. Все они частью ложны, частью истинны. Интегральная истина ближе всего стоит к абсолютной истине.

Делись добром ;)