logo
Социологическое исследование представлений об имидже города Благовещенска

2.2 Имидж города Благовещенска в представлении разных возрастных категориях населения

Исследование проводилось в феврале 2010 г. среди разных возрастных групп респондентов Ромненского района и г. Благовещенска.

В исследовании приняло 2 группы по 40 человек. Жители Ромненского района - 40 человек и жители г. Благовещенска, в возрасте от 17 до 65 лет.

Методы исследования: анкетирование, обработка и интерпретация результатов. Опрос и анкетирование проводились анонимно.

В опросе принимали участие жители и гости города Благовещенска - 60 человек. Студенты, преподаватели и сотрудники АМГУ г. Благовещенска - 30 человек. Все респонденты были опрошены по прилагаемой анкете (Приложение А).

Из всех респондентов, гостей города было опрошено только 20, остальные, включая студентов считают себя жителями города, в независимости от постоянного места жительства или временного проживания.

Данные о респондентах участвовавших в опросе представлены на Рисунке 1.

Данное исследование призвано выявить имидж города Благовещенска в представлении разных возрастных категориях населения. Форма ответов не регламентировалась.

Выборка респондентов в исследовании была случайной, исследование проводилось анонимно, поэтому в обработке результатов опроса и анкетирования участники исследования стоят под номерами. Из Excel вставь приложения, сократив ширину столбцов, я начала, но мне некогда этим заниматься, у меня дипломники.

Рисунок 1 - Данные о респондентах участвовавших в опросе

2.3 Интерпретация результатов исследования

Поскольку форма ответов не регламентировалась, за исключением вопроса под № 5, то в полученных интервью встречаются ответы разной степени подробности, которые включают в себя совсем абсурдные и самые стереотипные версии.

Наиболее сложным для респондентов оказался вопрос анкеты «Ассоциации со словом «Благовещенск». Именно по этому вопросу количество разнящихся ответов составило самую большую долю. Это говорит о том, что слово «Благовещенск» в современном понимании стал понятием больше личностным, нежели социальным или общепринятым.

Видимо, участникам опроса было сложно сказать о том, что же у них ассоциирует со словом «Благовещенск», поэтому сработал стереотип. Первое, что видно в ответах, это «Областной центр» - 33 ответа, «Благая весть» - 22 ответа, «Студенческий город» - 9 ответов. В остальных ответах на этот вопрос анкеты были ответы, как: столица Амурской области, приграничный город, торговый город - всего таких ответов было 26.

На второй вопрос «Чем является для Вас г.Благовещенск» респонденты в основном отметили что местом проживания, работы и обучения в зависимости от занятости респондента. И только 3 респондента из 90, ответили, что место проживания и отдыха.

На вопрос «Нравится ли город Благовещенск?» - 15 респондентов ответили что «нет», из них оказалось 2 гостя города. Остальным 75 респондентам город нравится.

«Сердцем города» - 42 респондента выбрали ОКЦ. Остальные ответы распределились между Белым домом, торговыми центрами и площадью Ленина. В представлении респондентов «сердце города» в основном ассоциируется с местом отдыха.

ОКЦ был назван основным определением характеризующий город - 75 респондентов, а 25 респондентов считает, что это все же «Торговый центр»

Инвестиционно-привлекательным город Благовещенск так же считает большинство - 78 респондентов.

«Лицом» города Благовещенск, большинство считает, что это ж/д вокзал и триумфальная арка. Но некоторые респонденты считают, что музей или собор.

Символом города в основном респонденты считают герб, флаг и гимн города, хотя большинство респондентов указали на герб - 76 человек.

Проведя своеобразную статистическую интерпретацию, мы решили структурировать имидж города Благовещенска в представлении респондентов и полученные результаты представили в Таблице 1.

Таблица 1 - Имиджевые характеристики города Благовещенска в представлении респондентов

Имиджевые характеристики города Благовещенск

1

Областной цент

2

Культурно-оздоровительный центр

3

Инвестиционно-привлекательный

4

Лицом города является ж/д вокзал

5

Сердцем города является ОКЦ

Так, для возрастной категории 17-25 лет - это культурно-оздоровительный центр, место обучения и проживания, «сердцем» города является ОКЦ, «лицом» города - ж/д вокзал, символ «Герб».

Респонденты возрастной категории 26-35 лет, представляют имидж города, как культурно-оздоровительный центр, место проживания и работы, «сердцем» города для них так же является ОКЦ, лицом города в основном «Герб»

Те же самые характеристики имиджа города Благовещенска выделяют и респонденты категории 40-55 лет.

Таким образом, сердцем города для большинства опрошенных являются два типа мест: личные любимые места и массово-народные, но оно - самый живой элемент города, т. к. порождает самое большое количество эмоций и напрямую связано с отдельными личностями и массами людей, посещающих эти места.

Второй вариант городского сердца наиболее связан с городом как пространством и определяется как его условный центр. С одной стороны, это некая внешняя оболочка в форме мест, с другой стороны, это непрекращающийся процесс перекачки и последующего духовно-эмоционального обогащения, происходящий в этих местах.

Проведенный опрос, показал, что понятие «город» для большинства респондентов является лиш местом где они проживают, работают или учатся. «Сердце» города для людей, где они проводят свободное время, отдыхают. Конечно чистоту и красоту города из вида никто не упускает. А вот такие аспекты как коммуникации, промышленность вообще упускают из представления «имидж» города, люди заняты своими насущными проблемами и им от части глубоко неинтересен вопрос имиджа города.

Человек понимает город как некое пространство своих интересов. В связи с этим логичным кажется тот факт, что сердце города оказалось наиболее определяемым понятием для респондентов, нежели другие.Помимо того, что имидж города - это впечатление, нужно заметить, что это динамическое впечатление, изменяющееся под влиянием многих факторов. Говоря о средствах имиджа города в первом приближении, можно поделить их как минимум на три группы: объекты, коммуникации, событийные процессы, вызывающие активную эмоциональную реакцию человека. Отсюда получается, что имидж города появляется не вопреки человеку, а для человека. Город не может давить, он должен давать ощущение личной свободы.

Таким образом, процессы в среде, события, человеческие эмоции и поведение жителей формируют значительную часть впечатления, отодвигая архитектуру и другие статичные городские реалии на второй план. Имидж города Благовещенска представляется циклическим процессом, связанным с чувственно-эмоциональной стороной человеческой личности.