1.2 Нормативно-законодательная база
Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны международного сообщества. К настоящему времени разработан и принят целый ряд документов Организации Объединенных Нации по этой проблеме: Всеобщая декларация прав человека, Декларация о правах ребенка, Конвенция о правах ребенка и ряд других [19].
В Конституции РФ (1993 г.) прописано, что «семья, материнство и детство находятся под защитой государства, которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Ребенку гарантируется общее бесплатное образование». Ею же предусматривается государственная поддержка детей, развитие системы социальных служб, назначение государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты [20].
В целях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят Федеральный Закон № 159-ФЗ от 21 декабря 2005 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который предоставляет сиротам дополнительные гарантии права на образование (ст. 6), на медицинское обслуживание (ст. 7), на имущество и жилое помещение (ст. 8), предусматриваются дополнительные гарантии права на труд (ст. 9). Помимо вышеперечисленного, в настоящем законе рассматриваются и такие вопросы, как судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также ответственность за неисполнение данного Федерального Закона [42].
Часть I Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 года определяет правила опеки и попечительства и регламентирует деятельность органов опеки и попечительства [8].
Семейный кодекс РФ (от 29.12.95 г.) согласовывает принципы семейного законодательства с основными принципам и положениями Конвенции о правах ребенка. Кодекс устанавливает: условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его не действительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи. Впервые в ныне действующем Семейном кодексе ребенок признается как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект родительской власти. Основной принцип отечественного законодательства - приоритет семейного воспитания детей, защита их прав и интересов.
В Семейном кодексе особо записаны права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается процедурное выявление и устройство таких детей, вводится новый институт семейного воспитания - приемная семья. Сохранены и другие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительский надзор, воспитание в интернатном учреждении (дом ребенка, детский дом, школа-интернат) [37].
В рамках президентской программы «Дети России» (Указ Президента РФ от 01.06.92 № 543) уже на протяжении нескольких лет существует целевая программа «Дети-сироты», направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни, развитие различных форм устройства, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот [46]. На сегодняшний день Постановлением правительства РФ от 2009 г. «О Федерально-целевой программе «Дети-сироты» принята муниципальная целевая программа «Дети-сироты» на 2010 - 2015 г., главной задачей которой является формирование основного комплексного решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание условий для их социализации и успешной адаптации, а также предупреждение социального сиротства [48].
На областном уровне Саратовской областной Думой принят Закон Саратовской области «Об утверждении порядка и размера ежемесячных денежных выплат опекуну (попечителю) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в Саратовской области» (от 22 марта 2006 года). Кроме того действует положение «О социальном приюте для детей» от 5.10.2004 г., согласно которому:
- основной задачей приюта является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- приют руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом;
- приют осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями [48].
Итак, анализ нормативно-законодательной базы, позволяет сделать обоснованный вывод о том, что правовое поле в отношении сирот является оформленным.
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающимися в условиях приюта
- 1.1 Понятийный аппарат
- 1.2 Нормативно-законодательная база
- 1.3 Специфика социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях приюта
- Глава 2. Практическое исследование особенностей личностного и социального развития сирот в условиях приюта
- 2.1 Проведение исследования, анализ полученных данных
- 2.2 Программа социальной коррекции личностных и социальных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях приюта
- Заключение
- Глава 22. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Глава 22. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- 1.2. Деятельность социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей
- 14. 2. Организация воспитательной работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- 41.Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
- 2.1. Особенности социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей
- 1.2 Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей:
- 1.1 Дети, оставшиеся без попечения родителей, как категория социальной работы
- Глава 1. Исторические предпосылки возникновения социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- 2. Деятельность учреждений по социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.