logo
Сравнительный анализ позитивного и негативного в информационном пространстве

2.1 Отрицательные стороны развития информационного пространства

информационный пространство угроза интерактивность

Использование информационно-коммуникационных систем, устройств и комплексов открывает широкие возможности для экономического роста и социального развития государств, но одновременно создает проблемы и риски, порождает углубление межгосударственного и внутригосударственного неравенства. В частности, речь идет о неравных возможностях людей создавать и использовать имеющиеся электронные информационные ресурсы, особенно в Интернете.

Это привело к появлению «цифрового разрыва» («цифровой пропасти», «цифрового водораздела»), «виртуального барьера» на пути торговли. Такой барьер способен изолировать от рынков производителей, организации и государства, которые не имеют доступ к новым методам.

Негативные социальные последствия информатизации порождают такие отрицательные явления, как информационный и психологический барьеры, информационный шум и др.

Информационный барьер двуедин - это объективный или субъективный фактор, препятствующий получению нужной информации и затрудняющий использование документов как источников информации. Во многом информационный барьер обусловлен закономерностями развития потоков ИР: экспоненциальным ростом количества публикаций (примерным удвоением их числа каждые два-пять лет), рассеянием публикаций в непрофильных и смежных изданиях, старением публикаций и, наоборот, их актуализацией, т.е. переходом из архивной части массива ИР в активно используемую.

В нем выделяют также языковые информационные барьеры, обусловленные незнанием потребителем языка, на котором написан документ; специализацией терминологии внутри отдельных отраслей знания, затрудняющей использование информации на межотраслевом уровне, и надъязыковые информационные барьеры, усложняющие коммуникации между исследователями фундаментальных проблем и разработчиками прикладных задач.

При достижении некоторого порового значения проявляется эффект, когда люди перестают успевать отслеживать предоставляемую им информацию. Возникает информационная перегрузка пользователей информации, включающая рост информационных источников и программных приложений, используемых ими в повседневной деятельности. Разновидностью информационной перегрузки является информационный шум.

Информационный шум характеризует наличие посторонних сигналов в общем объеме полученных полезных сигналов, т.е. значительными объемами нерелевантной информации, полученной, например, в результате проведения информационного поиска в Интернете. Если уровень полезного сигнала высок, то на него не влияют посторонние сигналы (шумы) и можно говорить что была получена достоверная информация.

Одним из наиболее значительного негативного в информационном пространстве стало стирание грани между виртуальным и реальным, более известное как Интернет-зависимость. Первыми с интернет-зависимостью столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в сети. Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр И. Гольдберг.

М. Гриффитс выдвинул гипотезу, что Интернет - аддикция может формироваться на базе различных форм использования интернета: возможного средства коммуникации при отсутствии контакта лицом к лицу, интересов к непосредственному содержанию сайта (например, порносайты), он-лайновой социальной активности (например, общение в чатах или игры с участием нескольких человек). Полимизируя с К. Янг, М. Гриффитс утверждает, что многие интенсивные пользователи интернета не являются собственно интернет-аддиктами, а используют сеть для реализации других аддикций. Дж. Кэнделл определил интернет-аддикцию как патологическую зависимость от Интернета вне связи с формой активности в сети. Соглашаясь с позицией К. Янг и Р. Дэвиса о неоднозначности феномена интернет-аддикции, и поддерживая точку зрения М. Гриффитса, считается, что зависимость от интернета представляет собой группу разных поведенческих зависимостей, где Интенет является лишь средством их реализации, а не объектом.

Более развернутую систему критериев приводит Иван Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет - зависимость при наличии 3 пунктов из следующих:

Количество времени, которое нужно провести в Интернет, чтобы достичь удовлетворения (иногда чувство удовольствия от общения в сети граничит с эйфорией), заметно возрастает.

Если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то эффект заметно снижается.

Пользователь совершает попытки отказаться от Интернет или хотя бы меньше проводить в нем меньше времени

Прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернет приводит пользователя к плохому самочувствию, которое развивается в течение от нескольких дней до месяца и выражается двумя или более факторами:

Эмоциональное и двигательное возбуждение

Тревога

Навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет

Фантазии и мечты об Интернет

Произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре.

Таким образом, можно выделить следующие типы интернет-зависимых:

1) Интернет-гемблеры, пользующиеся разнообразными играми, тотализаторами, аукционами, лотереями и т.д.;

2) Интернет-трудоголики, реализующие свой работоголизм посредством Сети (поиск без данных, составление программ);

3) Интернет-сексоголики, посещающие разнообразные порносайты, занимающиеся виртуальным сексом;

4) Интернет-эротоголики - любовные аддикты, которые знакомятся, заводят романы посредством Сети;

5) Интернет-покупатели, реализующие аддикцию к трате денег посредством бесконечных покупок онлайн;

6) Интернет-аддикты отношений, которые часами общаются в чатах, бесконечно проявляют электронную почту и т.д., то есть заменяют реальную аддикцию отношений на виртуальную.

Следует выделить еще один важный аспект, связанный с интернет-аддикцией и влияющий на становление иных форм девиантного поведения. Это серьезные опасности, с которыми дети и подростки могут встретиться, непосредственно находясь в режиме он-лайн:

эксплуатация доверия к детям: их могут соблазнить на совершение непристойных действий;

доступ к порнографии: дети могут наткнуться на порнографию ввиду ее широкого распространения в сети. Программное обеспечение, ограничивающее доступ детей в такие сайты, не всегда срабатывает, а часто вообще отсутствует: его может не быть в школе, в библиотеке;

неподходящие контент-сайты с деструктивным содержанием, например с инструкциями по изготовлению бомбы или наркотических веществ. Родителям следует интересоваться сайтами, которые посещают дети, и быть внимательными к любым изменениям поведения ребенка;

увлечение играми типа DOOM, QUAKE, сетевыми играми с насилием, повышает агрессивность.

Совершенно очевидно, что с ростом компьютеризации в странах СНГ будет неуклонно увеличиваться число и Интернет-аддиктов, особенно среди молодой части населения.

Среди Интернет-зависимых отмечается более высокий уровень аффективных с преобладанием депрессии и обсессивно-компульсивных расстройств, а также маскированной депрессии в рамках малопрогредиентной шизофрении. Корейские исследователи обнаружили у старших школьников с Интернет-аддикцией более частую депрессию с повышенным риском суицида. Израильский исследователь Е. Бен Арци, изучая личностные особенности с помощью опросника Айзенка у Интернет-зависимых, обнаружил, что интроверты и эктраверты используют разные ресурсы Интернета, при этом у мужчин экстраверсия положительно коррелирует с использованием Интернета «для развлечения», а нейротизм отрицательно связан с использованием информационных сайтов. У женщин экстраверсия негативно коррелировала, а нейротизм - положительно с использованием информационных ресурсов Интернета. Позже те же авторы установили, что для Интернет-аддиктов, преимущественно женского пола, характерно ощущение одиночества, которое они стараются снизить, проводя время за общением в чатах. Американский исследователь С. Каплан выделяет следующие особенности личности Интернет-зависимых лиц: депрессия, одиночество, скромность и самолюбие.

Так называемый «психологический барьер» обычно возникает, как защитная реакция индивида на любые попытки изменить налаженную в течение длительного периода его жизни и работы последовательность действий, выполнения процедур и т.п. Проблема обычно обусловлена перегрузками, связанными с: поиском необходимых данных, потребностью выбора релевантных и пертинентных в большом массиве полученных сведений, а затем изучением отобранных материалов, составляющих порой несколько десятков документов.

Другой стороной негативных последствий информатизации общества является несанкционированное и неэффективное применение средств информатизации, связанное с безопасностью и защитой людей, помещений, программно-технических средств и информации.

Неэффективность применения компьютерных систем в бизнесе, в первую очередь, относится к потерям времени сотрудников на выполнение работ, несвязанных с их прямыми обязанностями или вообще не имеющих к ним никакого отношения (игры, установка скринсейверов и обоев, чаты и др.).

Это явление получило название «Futz Factor» - использование ИТ-имущества для любых целей, отличных от выполнения прямых задач бизнеса или любое потерянное время. Исследования показывают, что в среднем на «futzing» сотрудник затрачивает более пяти часов в неделю, что приводит к огромным потерям организаций в человеко-часах и убыткам в денежном выражении.